Игбо (народ)
И́гбо, ибо (самоназвания igbo, onyeigbo, ndiigbo), народ на юго-востоке Нигерии. Составляют большинство населения штатов Энугу, Эбоньи, Анамбра, Имо, Абиа; проживают также на северо-западе штата Аква-Ибом, северо-востоке штата Дельта и юго-востоке штата Риверс (остров Бонни). Численность около 32 млн человек (2022, оценка). Делятся на северных игбо, или онича (абаджа, элугу, нри аука), южных игбо, или оверри (икверри, исома, оратта, бонни), западных игбо (ика, огба, экпейе, эгбема), восточных игбо (аро, ада, афикпо, умуахиа), северо-восточных игбо (нсукка, ого уку, изи, икво, мгбо). Живут также в Камеруне (120 тыс. человек), Либерии (не менее 100 тыс. человек), Сьерра-Леоне (около 100 тыс. человек), Гане (70 тыс. человек), Экваториальной Гвинее (60 тыс. человек), Гамбии (7–10 тыс. человек), США (около 250 тыс. человек), Великобритании (до 20 тыс. человек), Австралии и Канаде (по 2 тыс. человек). Общая численность не менее 33 млн человек. Говорят на диалектах языка игбо игбоидной ветви западной подсемьи бенуэ-конголезской семьи нигеро-кордофанских языков. Единая литературная норма отсутствует (существует литература на диалектах онича и оверри, разработан т. н. стандартный игбо на базе оверри и умуахиа, имеется также «объединённый игбо», созданный в 1915 г. миссионерами на основе диалектов онича, оверри, бонни, ингвана и аро; многие другие диалекты обладают собственной письменной традицией). Письменность на основе латинского алфавита с 19 в. С доколониального периода бытует пиктографическая письменность нсибиди. Большинство игбо – христиане (католики и протестанты: методисты, англикане, реформаты и др.), часть сохраняет традиционные культы, действует небольшая иудейская община.
Существуют различные гипотезы о происхождении игбо. Их предки, возможно, были создателями археологической культуры Игбо-Укву. Предания свидетельствуют об их связях с йоруба, ибибио, игала, бини и др. Контакты с европейцами (португальцами) с 1437 г. С 16 до начала 19 в. низовья Нигера были важнейшим центром работорговли, на основе которой у аро возникло несколько вождеств, объединившихся в Конфедерацию Арочукву. Значительное число игбо было вывезено в Северную Америку и на острова Карибского моря в качестве рабов, их потомки составляют основу населения государств этого региона (Ямайка, Гаити, Белиз, Доминика, Барбадос и Тринидад и Тобаго). Существовали вождества и у северных игбо (Онича, Нри и др.), у всех остальных никогда не было централизованных политических институтов. Ика и некоторые другие западные игбо в 18 – середине 19 вв. были данниками Бенина. Приход британских колонизаторов в дельту Нигера вызвал экономический упадок и, как следствие, сопротивление различных групп игбо (мессианистское движение Экумеку 1883–1914 у западных игбо, война с аро 1901–1902). В период гражданской войны 1967–1970 гг. в Нигерии игбо составили этническую основу самопровозглашённого государства Биафра. Подавление сепаратистского движения вызвало тяжёлые демографические и социально-экономические последствия, дискриминацию игбо и их эмиграцию. В диаспоре существуют этнические организации игбо. С 1980-х гг. в связи с разработкой нефтяных месторождений в дельте Нигера экономическое и политическое положение игбо в Нигерии существенно укрепилось.
Традиционная культура игбо типична для Гвинейской подобласти Западной Африки. Основное занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, маниок, кукуруза, у северных и южных игбо также рис; у восточных игбо главная культура – масличная пальма). Занимаются также рыболовством, сбором плодов хлебного дерева и других дикорастущих растений. Скотоводство мало развито из-за распространения мухи цеце; крупный рогатый скот очень ценится и имеет в основном ритуальное значение. Ремёсла – кузнечное (у нри аука им занимается большая часть мужского населения), гончарное, ткацкое, плетение, резьба по дереву. Развиты торговля, экспорт пальмового масла и древесины; распространено отходничество на плантации, шахты, нефтяные промыслы и предприятия крупных городов, причём значительное число игбо переселилось на север и запад Нигерии. Сформировались интеллигенция, чиновничество, стал развиваться бизнес. Игбо занимают видное место в экономической и политической элите Нигерии, из их среды вышли политические и религиозные лидеры, деятели науки и искусства, такие как первые президенты Нигерии Ннамди Азикиве и Дж. Агийи-Иронси (в 1966), президент Биафры Ч. Одумегву-Оджукву, кардинал Ф. Аринзе, писатели Чинуа Ачебе и Сиприан Эквензи, певица Нелли Ученду, историк А. Э. Афигбо; американский певец и актёр Поль Робсон и мартиникский поэт и политик, один из создателей концепции негритюда Эме Сезер по происхождению были игбо.
Основу традиционной социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины и родовая организация (умунна); счёт родства патрилатеральный (различаются патрилатеральные родственники отца – умунна и матери – умуне), у ада и других восточных игбо – двойной унилатеральный. Система терминов родства генерационного типа с множеством описательных и редупликативных терминов; родственники делятся по относительному возрасту (старший брат отца называется «большой отец», младший брат отца, если он младше эго, – «сын отца», т. е. приравнивается к братьям эго). В полигинных семьях различаются полные (омонне) и единокровные (омонна) сиблинги. У северных, восточных и южных игбо распространены мужские и женские возрастные классы, при вступлении в которые проводятся инициации; практикуются мужское и женское обрезание, скарификация. В прошлом большую роль играли, особенно у южных игбо, тайные общества Ммво (Ммо), Экпе, Аканг, Обон, Оконкон. Брак вирилокальный, распространены полигиния, сорорат, левират, брачный выкуп. Было распространено домашнее рабство.
Поселения разбросанные, состоят из большесемейных общин, насчитывают до 8 тыс. жителей. Жилище прямоугольное, квадратное или круглое, каркасное из жердей, обмазанных глиной, у северных игбо – глинобитное; наружные стены местами орнаментируются мозаикой из битого фарфора, ракушек и др. У западных игбо деревни состоят из верхней и нижней (или старшей и младшей) половин. Распространены культы предков (ндичие), воды, добрых и злых духов (алуси), личных духов-покровителей (чи), творца Великого духа Чуку (его дети – духи солнца Аньяху, Аньямву), духа плодородия (Аджоку), духов грома (Амадиоха), барабана (Икоро), духа очага – покровителя женщин (Эку). Существуют жрецы, предсказатели, вызыватели дождя, колдуны, знахари. Характерны вера в воплощение душ умерших, страх перед близнецами (в прошлом их умерщвляли; см. статью Близнечные культы). Похороны знатных людей в прошлом сопровождались человеческими жертвоприношениями. Развито изготовление глиняной и деревянной скульптуры, масок. Резьба по дереву относится к восточной стилистической группе Гвинейского побережья. Характерны деревянные скульптуры икенга – стоящие или сидящие мужские фигуры с рогами и атрибутами власти (оружием, трофеями и т. п.); после смерти хозяина они уничтожаются. Сооружали глинобитные святилища с орнаментальной росписью стен и глиняными статуями духов. Бытует традиционный календарь с четырёхдневной «рыночной» неделей, отмечается праздник урожая ямса.
Развиты все основные жанры фольклора, прежде всего музыкальный. Широко распространён традиционный музыкальный стиль икородо – пение в сопровождении нескольких инструментов, среди которых прежде всего разнообразные ударные: барабаны различных видов, небольшие ксилофоны (2–12 клавиш), ламеллафоны, деревянные и железные колокольчики, многочисленные погремушки, а также аэрофоны: флейты (окарины и продольные), трубы (из рога животного, из высушенного плода тыквы). Популярен, как и во всей Западной Африке, городской музыкальный стиль хайлайф (смесь джаза и традиционной музыки).