Бини
Би́ни, народ в Южной Нигерии. Крупнейший эдоязычный народ; по классификации Дж. Гринберга, язык эдо входит в бенуэ-конголезскую группу семьи нигеро-конголезских языков; по классификации К. Уильямсон и Р. Бленча – в эдоидную ветвь подсемьи вольта-нигер той же семьи. Вместе с бини в группу народов, говорящих на эдоидных языках, входят ишан, урхобо, исоко и др. В колониальный период именно диалект бини был признан основным, на его основе в конце 19 – начале 20 вв. была создана письменность (графика – латинская) и начал складываться современный литературный язык эдо. Общая численность в мире – около 3,8 млн человек; подавляющее большинство проживает в Нигерии, в штате Эдо. В постколониальный период в Европе, Северной Америке и Австралии сформировалась многочисленная эдоязычная диаспора; в 2002 г. было создано её всемирное объединение – Глобальная организация эдо (Edo Global Organization).
Около 80 % бини – христиане (протестанты и католики), большинство остальных – приверженцы местной синкретической афро-христианской церкви аруоза, возглавляемой традиционным верховным правителем (оба), и автохтонных верований. В основе последних – культ предков, в том числе оба, существуют культы священных животных, сил природы, вера в действенность магических обрядов и т. д. Разнообразен политеистический пантеон, в котором божества, появившиеся у самих бини, уже много веков «соседствуют» с божествами, восходящими к мифологии соседнего народа йоруба, с которым бини связаны этногенетически и историко-культурно. Верховное божество – создатель мира Оса (или Осанобуа), но наиболее почитаем Олокун, божество плодородия, богатства, водной стихии. Оба совмещал в себе функции верховного правителя и верховного жреца страны, профессиональное жречество же всегда было малочисленно и не играло заметной роли в обществе.
Согласно одной из этногенетических легенд, предки бини пришли с Ближнего Востока, в другой утверждается, что они автохтонны. Научные же данные показывают, что их предки пришли в места своего нынешнего расселения из пояса саванн, вероятнее всего, – из междуречья Нигера и Бенуэ (современная Центральная Нигерия). После примерно трёх тысяч лет существования в саванне они начали проникать в лесную зону в 3–2 тыс. до н. э. и окончательно переселились в неё в 1 тыс. до н. э. Бини – создатели «королевства» Бенин, сложившегося вокруг одноимённого города на грани 1 и 2 тыс. н. э., бывшего мощнейшим политическим образованием в регионе в середине 15 – 1-й половине 17 вв. и сохранявшего независимость до завоевания англичанами в 1897 г. Свидетельства высокой художественной культуры бини того времени – памятники придворного искусства Бенина – ныне украшают коллекции лучших этнографических и художественных музеев мира. В доколониальный период существовала впоследствии полностью забытая система передачи информации в виде рисуночных знаков-фразограмм, которой владел узкий круг придворных и жрецов.
Традиционное занятие бини – ручное подсечно-огневое земледелие (различные виды ямса, масличная и кокосовая пальмы, кукуруза, бананы, овощные). Главные товарные культуры – какао, каучук, пальмовое масло, древесина. Скотоводство развито слабо. Держат овец, коз, домашнюю птицу. Крупный рогатый скот имеется только у зажиточных людей, прежде всего представителей традиционной знати. Рыболовство также никогда не играло большой роли. Охота сохраняет вспомогательное и ритуальное значение. К началу колониальной эпохи ремесло от земледелия не отделилось. Из ремёсел издавна высоко развиты ткачество, гончарство, дерево- и металлообработка, плетение, в конце 20–21 в. частично вытесняемые товарами промышленного производства. Среди художественных ремёсел выделяются литьё по восковой модели (т. н. бенинская бронза), резьба по кости и дереву. До сих пор сохраняется деление ремесленников на объединения, обычно совпадающие с традиционными социальными подразделениями. Исторически сложилось половозрастное разделение труда. Ещё в Средние века был высокоразвит внутренний и внешний обмен. Основа социальной организации как деревни, так и традиционного города бини, – большая семья; община, как правило, является объединением больших семей. В 21 в. даже представители современных социальных слоёв в большинстве случаев не порывают традиционные связи. С середины 1 тыс. н. э. существовали объединения общин, чаще всего в форме вождеств, в дальнейшем инкорпорированных в «королевство» Бенин, представлявшее собой иерархически высший уровень социально-политической организации. Счёт родства патрилинейный, брак полигинный, строго патрилокальный и экзогамный, сохраняются система возрастных классов, тайный мужской союз Окерисон. В «королевстве» Бенин существовало домашнее рабство военнопленных и преступников, с конца 15 в. бини начали продавать рабов европейцам, в последние века доколониальной эпохи возник институт кабального должничества.
Традиционные поселения линейной (уличной) или кольцевой планировки обычно расположены вдоль дорог. Жилища одноэтажные, прямоугольные в плане, плетнёвые на деревянном каркасе или столбовые. Снаружи и изнутри стены обмазываются глиной. Крыша деревянная, нависает со всех сторон над двором, образуя своеобразную веранду, покрывается пальмовыми листьями, дранкой или соломой. В наши дни горожанами и зажиточными жителями деревень возводятся каменные дома с двух- или четырёхскатной крышей из рифлёного железа. Однокамерные постройки вытесняются многокамерными. На участке, находящемся в пользовании большой семьи и образующем её домохозяйство, располагаются жилые дома по количеству её самостоятельных полноправных членов и хозяйственные строения. Наряду с традиционной поясной или плечевой запашной одеждой современные бини носят европейский костюм и широко распространившуюся по всей Западной Африке просторную расшитую сшивную одежду.
Традиционные праздники – аграрного и жизненного циклов – отмечаются танцами под музыку. Основные музыкальные инструменты – барабаны (известно 17 их разновидностей), рожки, колокольчики, кастаньеты, семиструнная арфа. Обряды наиболее важных празднеств, тесно связанных с автохтонными верованиями и политической культурой бини, по-прежнему отправляются оба. Фольклор богат историческими легендами, сказками о животных и т. д. Развита мифология (мифы космогонические, о происхождении людей, Бенина и др.). Рассказчики сказок, легенд, мифов, существующие в каждой деревне, пользуются большим почётом.