Афар (народ)
Афа́р, народ кушитской группы на северо-востоке Эфиопии, севере Джибути и юго-востоке Эритреи.
В Эфиопии численность афар составляла 1,3 млн человек по переписи 2007 г., ныне может достигать 2,7 млн человек (оценка портала Ethnologue). В Эритрее проживают около 500 тыс. афар (оценка приблизительна, т. к. в стране не проводились переписи), в Джибути – около 300 тыс. (оценка приблизительна).
На арабском языке афар называют данакиль (в единственном числе – данкали), в особенности те группы, которые живут к северу от небольшого эритрейского порта Бейлуль. Среди соседних сахо афар известны как данкаль. На амхарском языке их называют афар (северных афар – также данакиль, южных – адаль, адэль, адало). На тигринья их называют аффар или аффэр, также тэльталь, местами используется этноним тыльтыль.
Слово «афар» в афарском языке толкования не имеет. По разным версиям, этноним происходит от названия мифической страны Офир, упоминаемой в Ветхом Завете (на геэз – хуфар); существует также версия о предполагаемой связи с оманской группой афар (ифар). Возможно также восхождение этого слова к встречающемуся в семитских языках (например, в древнееврейском – эфэр, амхарском – афэр) корню с алефом в анлауте с общим значением «зола», «земля», «песок» и аллюзией на засушливую среду обитания афар. Хотя в афарском языке и некоторых других в аналогичных корнях в анлауте айн.
Афар населяют пустынные низменные области на северо-востоке Эфиопии (регион Афар), юго-восток Эритреи (Южный красноморский регион), север и запад Джибути, частично и джибутийскую столицу. В ареале афар на территории Эфиопии и частично Эритреи расположена впадина Данакиль (Афар) – одна из самых жарких, а по некоторым данным, самая жаркая точка на Земле в дневное время. Территория проживания афар подразделяется на крупные политические и территориальные единицы, или султанаты, называемые бадо, в свою очередь делящиеся на динто, где каждый патрилинейный клан владеет определённой территорией. Землёй пользуются коллективно, и она является объектом соглашений о вре́менной аренде.
Афар говорят на языке афар, или афарском, он относится к низинным восточнокушитским языкам. В некоторой степени, особенно в городах, распространены также амхарский и арабский языки, а также тигринья. Граница между двумя диалектами афарского языка проходит по теоретической линии, проведённой от эритрейского порта Бейлуль и перпендикулярной побережью Красного моря. Диалектные различия незначительны и затрагивают в основном лексику и фонетику. Уровень взаимопонимания между носителями разных диалектов высочайший.
Письменность на основе латинской графики. Афарская литературная традиция находится на этапе становления. Помимо религиозной поэзии и исторических хроник, написанных смешанным афарско-арабским языком, афарская традиционная литература носит в основном устный характер. Наиболее близким к афарскому является язык сахо, распространённый среди одноимённого народа к северу и северо-западу от афар, вместе с которым афарский язык, по мнению некоторых специалистов, составляет диалектный континуум.
Подавляющее большинство афар являются последователями суннитского ислама, есть незначительное число христиан.
Исторический очерк
Афар делились на два основных политических объединения: адойаммара (буквально – белые люди) и асайаммара (буквально – красные люди). У такого разделения существовали различные толкования. По одному из них, оно носит территориальный характер. Так, «белые» – это обитатели областей Красного моря, имевшие арабское происхождение, а «красные» – автохтонное население. По другой версии, «белые», адойаммара, определяются как простолюдины, а «красные», асайаммара, – как аристократы, знать, хотя это противоречит известным историческим реалиям. Согласно хроникам султаната Ауса, это деление имеет политическое значение и связано с войнами конца 18 в. за контроль над плодородными землями в районе реки Аваш, единственной несезонной (непересыхающей) реки в ареале проживания афар. Этот военный период носит название иди-к иси, т. е. «белый и красный», он ознаменовался победой «красных» модайто (айдахиссо) в битве при Дарма в 1843 г. и свержением династии имамов, находившейся у власти с 1600 г. в султанате Ауса. Две группы афар – абле и анкала – не участвовали в борьбе и не принадлежали ни к «белым», ни к «красным». Каждый бадо (султанат), номинально возглавляемый членом «белого» или «красного» племени (кедо), включает смешанные группы. Существует девять «красных» бадо: северные (биду, бури, идди, херто, теру) и южные (ауса, фантойта, аггинни и бааду). «Белых» бадо тоже девять: северные (дахи-м мела, балъоссува) и южные [рахайта, таджура, гобаад, абуса-мара, бадойта-м мела, дебне и южные веима (эрэр)].
Историю афар связывают с государством Данкали, впервые упоминаемом в 1460 г., а также с небольшим древним государством Адаль, о котором говорится в хрониках конца 13 в. (существовало до конца 16 в.). Впрочем, влияние афар в последнем является гипотетическим, хотя его название явно заимствовано от адъали – древнейшей династии южных афаров. Согласно традиционной генеалогии, после падения Адаля политико-племенное распределение афар изменилось, что отражено в легенде об арабском шейхе по имени Хадал (Харал) Махис, которой в этногенетических преданиях афар отведена центральная роль. Согласно этой легенде, среди сыновей Хадала Махиса были Модай (прародитель ауса-модайто), Адаал (прародитель адъали), Самбол Лакъоли (прародитель даммохойта и теру хайсанто) и Улутан (прародитель группы улуто). До 15 в. на севере анкала доминировали над разрозненными племенами, включая хадармо, дулум и данкали. В начале 15 в. данкали захватили власть у анкала на побережье. В 17 в. государство данкали входят в подчинение Эфиопии и ослабляется наплывом новых кочевых групп – даммохойта, дулум и абона. В 19 в. власть анкала приходит в упадок в области Бури. После подчинения ауса модайто данкали были смещены группой нассар, в свою очередь вытесненными афъара, спустившимися с восточных склонов Эфиопского нагорья. В 1-й половине 17 в. Таджура и Рахайта на юге обретают независимость под управлением двух родов династии адъали. Ауса переходит под эфиопский контроль в январе 1896 г. В конце 19 в. юго-восточные области афарской территории были присоединены к колониальным владениям Франции и Италии.
Этнографическое описание
Традиционная культура типична для кочевников Северо-Восточной Африки. Афар занимаются в основном разведением верблюдов и мелкого и крупного рогатого скота (в том числе брали скот на выпас у земледельцев), некоторые группы – добычей соли. На побережье Красного моря, включая острова архипелага Дахлак (в частности, о. Диссей), заняты рыбным промыслом и мореходством – довольно нетипичной для этого народа деятельностью. В некоторой степени практикуется земледелие (с 1960-х гг. получило распространение выращивание хлопка на продажу). Занимая территорию между Красным морем и нагорьем, афар выступали посредниками в караванной торговле. Из ремёсел было развито плетение.
Для кочевников жилищем могли служить пещеры и гроты, в которых сооружались шатры. Земледельцы и рыболовы жили в круглых хижинах с каркасом из деревянных шестов, который покрывался циновками из пальмовых листьев. Традиционные жилища-шатры изготавливают из волокна листьев дум-пальмы (Hyphaene thebaica). Шатёр считается собственностью жены.
Основные продукты питания – молоко и мясо, в некоторой степени сорго, в приморских районах также рыба.
Важнейший элемент одежды – пёстрое полотнище, повязанное вокруг пояса. Носят также рубахи и плащи. Характерным атрибутом экипировки у мужчин служит кривой кинжал гиле на поясе. Практикуется татуировка и скарификация лица, подпиливание зубов.
Наряду с нормами шариата в обществе афар сохраняется обычное право (традиционный закон) мадъа, базирующееся на правоведении и прописывающее градацию компенсаций в зависимости от степени тяжести правонарушения или нанесённого вреда. Преступление является коллективной ответственностью клана и ведёт либо к ответным кровопролитным действиям, либо к взысканию компенсации.
В сельской местности возрастной класс (фима) играет большую роль в сплочении коллектива и общественном контроле. Брак – ограниченно экзогамный. Практикуется полигамия. Первый союз кросскузенный, предпочтителен между абсума – двоюродным братом и двоюродной сестрой. Для молодого человека его абсума – это дочь сестры отца, а для девушки – сын брата матери. Заключение брака с чьим-то абсума может приводить к междоусобицам. Браки с детьми сестры матери запрещаются. Брачное поселение преимущественно патрилокальное. Обрезание и сшивание (а также расшивание) женских гениталий, по некоторым свидетельствам, сохраняются и в 21 в., хотя эта практика запрещена и карается по закону в странах проживания афар.
Доля городских жителей незначительна. Ввиду глубокой консервативности и достаточной культурной и географической изолированности афар, степень сохранности традиционной культуры у них одна из самых высоких в регионе.