Оромо (народ)
Оро́мо [самоназвание – оромоо; устаревший экзоэтноним – галла (галласы), ныне считается оскорбительным и неприемлемым], крупнейший народ кушитской группы, 1-й по численности народ Эфиопии.
Ареал оромо, местами прерываясь, простирается с севера на юг от округа Райя-Азэбо на севере Эфиопии до реки Тана в Кении, и от восточных эфиопских областей в районе г. Харэр и Огадена до западных границ Эфиопии. Основной район расселения в Эфиопии – национальный регион Оромия. В Кении оромо (известные как борана, орма, габра, сакуйэ и уатта) занимают около четверти территории.
В Эфиопии составляют около 35 % населения, по переписи 2007 г. это порядка 25,5 млн человек; по оценке ООН за 2021 г. – около 40 млн человек; в Кении – около 623,5 тыс. человек (2019, перепись). Проживают также в соседних государствах (Судан, Сомали); небольшие по численности диаспоры оромо существуют в США и Канаде.
Основные группы оромо включают: борана, мэчча, тулама, уолло, арси, котту, гудджи, райя, орма и габра. Борана населяют полузасушливые области южной Эфиопии и северной Кении. Мэчча обжили преимущественно горную территорию западной и центральной Эфиопии, охватывающую исторические области Уоллега, Иллубабор, Кэфа (Каффа) и западную часть Шоа, а также область к северу от Голубого Нила в южной части исторической провинции Годжам. Ареал тулама простирается между Голубым Нилом и средним течением реки Аваш в северо-центральной и центральной Эфиопии. Уолло населяют области одноимённой исторической провинции в северной и северо-центральной Эфиопии. Арси составляют одну из крупнейших групп оромо и населяют бо́льшую часть юго-центральной и юго-восточной Эфиопии, включая горный хребет Бале. Котту проживают на плато Харэр в восточной Эфиопии и соседствуют с сомали и харари. Гудджи населяют область на юге Эфиопии между городами Дила, Ябэлло и Нэгэлле, характеризующуюся сильными перепадами высот – от жарких низменных лугов до почти 3000 м над уровнем моря. Райя, населяющие области южного Тиграя и север исторической провинции Уолло, являются наиболее ассимилированной группой оромо, они полностью или практически полностью утратили свой язык, соответственно перейдя на южные диалекты тигринья и амхарский северного Уолло. Орма, проживающие в районе реки Тана в Кении, являются самыми южными представителями оромо. Габра – кочевые животноводы, в основном перемещающиеся в засушливых приграничных районах Эфиопии и Кении, но в сильную засуху преодолевающие много километров во все стороны от основного ареала.
Оромо говорят на языке оромо (эндолингвонимы оромиффаа и афаан оромоо, в Кении наиболее распространён лингвоним афаан боорана). В переписи 2007 г. оромо назвали родным языком около 25 млн жителей Эфиопии.
Вместе с консоидным диалектным континуумом, распространённым к западу от южной эфиопской части Восточно-Африканской рифтовой долины, язык оромо образует оромоидную подгруппу восточнокушитских языков, одну из основных ветвей кушитской языковой семьи, крупнейшим представителем которой он является. Входит в число крупнейших языков Африки – как по числу носителей, так и по географическому распространению. Оромо подразделяется на семь групп диалектов: западная (главным образом мэчча), северная (главным образом райя), шоанского высокогорья (главным образом тулама), восточная, центральная (главным образом гудджи, арси), борана и относящиеся к ней идиомы северной Кении и юго-западной Эфиопии, а также диалекты реки Тана. В Эфиопии многие оромо говорят также на языке или языках соседей, вторым языком, особенно в городах, чаще всего выступает амхарский. В столице Эфиопии, Аддис-Абебе (Финфинне на оромо), а также в некоторых других городах имеет место тенденция к утрате родного языка и полный переход на амхарский. В то же время отдельные группы соседних народов владеют оромо в качестве второго или третьего языка.
Современная письменность (с 1991) – на основе латинской графики (кубээ), долгота гласного обозначается повторением соответствующей буквы. Первые письменные свидетельства датируются 19 в. Это тексты, записанные арабской графикой мусульманскими религиозными лидерами Уолло, которые пользовались также эфиопским письмом. При довольно богатой устной литературной традиции до 1970-х гг. были изданы только немногие тексты на оромо, они явились результатом деятельности христианских миссионеров. В 21 в. литература на языке оромо представлена беллетристикой, поэзией, а также переводами религиозной литературы, включая Библию.
Более половины оромо исповедуют ислам суннитского толка, чуть менее половины – христианство (в основном православные, католики, последователи различных протестантских направлений), а также в некоторой степени традиционные верования.
Исторический очерк
Предки оромо – кочевники-скотоводы, которые переселялись на современную территорию проживания оромо из района Африканского Рога.
До 16 в. оромо подразделялись на две группы – борана и баренту (баренто), жившие, соответственно, на западной и восточной сторонах Восточно-Африканской рифтовой долины на территории современной южной Эфиопии и, возможно, южнее. В начале 16 в. началась великая миграция оромо на север и в некоторой степени – на юг. На начальной стадии миграции переселялись только животноводы, земледельцы же оставались на своих прежних территориях. Баренту двигались в восточном и северном направлениях и поселились в регионах Арси, Бале, Харэре, Годжаме и Уолло, а борана шли на северо-запад и осели в регионах Шоа, Уоллеге, Иллубаборе, Годжаме и Гондэре. Некоторые историки связывают эту миграцию с совпавшей с ней священной войной против христианской Эфиопии, провозглашённой правителем мусульманского султаната Адал Ахмедом ибн Ибрагим аль-Гази (Левшой) и ставшей благоприятным условием для относительно беспрепятственного освоения группами оромо новых территорий. В то же время существует точка зрения, согласно которой в период своей экспансии оромо изучили применение кавалерии и щитов на всё тело, что способствовало более эффективному ведению военных действий. Живший в конце 16 в. эфиопский историк Бахрый утверждал, что стремительное движение оромо обусловлено тем, что все мужчины оромо были обучены военному делу и принимали участие во вторжении, в то время как среди эфиопских христиан боролись только воины, а другие многочисленные группы населения в сопротивлении участия не принимали. В 17 в. оромо уже достигли области к западу от Голубого Нила, некоторые группы прочно укрепились в эфиопском политическом истеблишменте и стали защитниками христианского государства. Император Сусыньос, выросший среди оромо и пришедший к власти при их поддержке, назначил на высокопоставленные должности своих соратников оромо и поселил несколько групп оромо в Годжаме и Бэгемдыре (Гондэре). В дальнейшем оромо приобрели значительный авторитет при императорском дворе. Император Ийясу II женился на представительнице оромо из династии Йеджу, вслед за ним трон занял их сын Ийоас. Ко 2-й половине 18 в. оромо стали весьма влиятельной политической силой в Гондэре, а язык оромо использовался при дворе в качестве основного. В 1769 г. правитель Тиграя рас Микаэль Сыхуль убил правящего монарха, что ознаменовало начало т. н. Эры принцев (зэмэнэ мэсафынт). К тому моменту уже существовал ряд государств оромо – пять в районе реки Гибе и два в Уоллеге на западе современной Эфиопии. Начиная с конца 19 в. в результате чрезвычайно успешных военных кампаний районы проживания оромо, находившиеся на востоке и юге, а также несколько их государств на западе были постепенно включены в состав империи Менелика II. Во время правления Хайле Селассие I области оромо полностью утратили автономный статус и стали управляться шоанцами. В 21 в., будучи крупнейшим эфиопским народом, оромо играют важную роль во всех сферах жизни страны. Контакты оромо с соседними народами глубоки и, как и в случае со многими другими народами Эфиопии, нередко приводят к смешанным бракам.
Многие современные оромо живут в городах и представлены во всех слоях общества, включая интеллигенцию.
С 1970-х гг. возникали политические организации оромо, в том числе радикальная группировка «Фронт освобождения оромо» (1973), выступавшая против центрального правительства; Демократическая организация народа оромо (основана в 1982, позже переименована в Демократическую партию оромо), которая в 2019 г. влилась в состав Партии процветания.
Оромо по происхождению является премьер-министр (с 2018) Эфиопии Абий Ахмед Али.
Этнографическое описание
В засушливых и полузасушливых областях оромо заняты в основном отгонным животноводством, а в горных районах с высоким уровнем осадков развито земледелие. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, лошадей, домашнюю птицу, верблюдов (в частности, габра), ослов; выращивают тефф, ячмень, бобовые, сорго, кукурузу, пшеницу, дагуссу, овощи, цитрусовые, сахарный тростник, энсету, называемую также ложным бананом, кат (особенно восточные оромо); значительная часть представителей оромо выращивает кофе. Важную роль в хозяйстве играют вырытые вручную колодцы – ключевой элемент жизнедеятельности животноводов в сухой сезон и в засушливых областях (например, у борана). В прошлом участвовали в караванной торговле.
Основным традиционным типом жилищ у оромо являются округлые хижины с конической крышей. У мэчча свес кровли вытянут и покоится на брусьях, образуя небольшую веранду, где хранятся хозяйственные материалы и принадлежности. Арси раньше жили в ульеобразных жилищах, но в 21 в. перешли на округлые строения со слегка нависающей крышей. Арси, живущие у истока реки Уаби-Шебелле, строят из бамбука очень большие жилища, по форме напоминающие продольную половину яйца куполом вверх. Борана проживают в небольших хижинах-шалашах, остов которых готовится из гнутых палок и прутов и усиливается сеткой из веток; при переезде с одного кочевья на другое с собой берут только основную часть остова. Типичное домохозяйство оромо – участок обработанной земли, окружающий одну-три хижины, каждая из которых обнесена терновым забором, за который загоняют скот. Почти во всех группах оромо мужчины пасут скот и выполняют бо́льшую часть земледельческих и других физически тяжёлых работ, женщины доят коров, готовят пищу и заняты домашней работой. При этом у арси женщины вносят значительно больший вклад в сельскохозяйственные работы, чем мужчины.
Основой пищи оромо является ставший общеэфиопским хлеб ынджэра. Это эластичные пористые серо-коричневые лепёшки из жидкого дрожжевого теста, обычно на основе эндемичного злака тефф (Eragrostis tef). Традиционно на развёрнутой ынджэре подаётся и употребляется основное блюдо – мясной или постный густой соус или рагу, приготовленное с добавлением молотого красного стручкового перца (еду берут кусочками лепёшки). За подносом (или блюдом) с ынджэрой часто сидят несколько человек. Кормление сотрапезника с руки является традиционным проявлением симпатии, гостеприимства или любви. В определённых случаях вместо ынджэры таким же образом может использоваться пшеничный хлеб. К числу традиционных блюд оромо, вошедших в общеэфиопскую кухню, относятся чыкко (мука, размятая со сливочным маслом), кынче (варёные зёрна ячменя со сливочным маслом), чэччэбса (кусочки хлеба, размятые со сливочным маслом), катэння (ломтики ынджэры, маринованные в смеси сливочного масла и молотого красного стручкового перца) и др.
Многие сообщества оромо по-прежнему придерживаются традиционного общественного уклада, при котором решения по практически всем сферам жизни принимаются на многочисленных сложно устроенных собраниях. Важнейшим культурным элементом оромо является циклическая возрастная социально-политическая система гадаа, в соответствии с которой в традиционном обществе оромо упорядоченно передавались ритуальные и социальные обязанности и права. Система гадаа всё ещё играет важную роль среди тулама в Шоа и Бале, каррайо в области средней части реки Аваш, арси в горах Бале, а также южных оромо (борана, габра, гудджи). У кочевников существовали деление на племена и касты, институт родовых старейшин и наследственные вожди.
Счёт родства патрилинейный. Делились на патрилинейные роды, линиджи, сублиниджи и большие семьи. Брачное поселение в основном патрилокальное. Кузенные браки запрещались. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа.
До недавнего времени у оромо встречалась полиандрия, при которой жена выполняла супружеские обязанности и по отношению к родственникам мужа. При заключении брака отец жениха избирал друга (аланджи) для будущей жены сына. Аланджи не только возглавлял свадебную процессию, но и посещал жену на правах второго мужа, в то время как её собственный муж становился аланджи в доме друзей. Через некоторое время жене позволялось самой избрать себе друга, обладавшего правом беспрепятственного входа в её дом, но запрещалось иметь одновременно несколько друзей. Эта форма брака также имела экономические причины: «друг» вносил плату мужу – скот и одежду, обеспечивая себе права на женщину, которая в его семье имела статус со-жены.
Во главе пантеона традиционной религии оромо находилось мужское небесное божество Уака и подземное женское божество Лафа; значимость последней со временем была преуменьшена. Имели место анимистические представления, согласно которым все или почти все предметы носят священный характер и наделены личным духом айяна – духовной силой. Люди, животные, растения, горы и реки обладают своим собственным айяна, считающимся воплощением созидательной энергии Уака. Дух айяна защищает человека, с которым он взаимосвязан.