Канури
Кану́ри (самоназвание – kanuri), группа народов в Западной Африке в районе озера Чад. Собственно канури, или центральные канури (йерва, борну; хаусанское бери-бери) живут на северо-востоке Нигерии (8,5 млн человек, штаты Борно, Йобе и северо-восток штата Джигава), крайнем юго-востоке Нигера (750 тыс. человек, из них 120 тыс. человек – мовар на юге департамента Диффа), севере Камеруна (около 1,5 млн человек, Крайнесеверная провинция), в центральной части и на западе Чада [1,2 млн человек, регионы Батха (Бата), Гера, Шари-Багирми, Западное Майо-Кеби и Восточное Майо-Кеби], на юго-западе Судана (не менее 1,2 млн человек) и на юго-востоке Ливии (150 тыс. человек); восточные канури: манга – на юго-востоке Нигера (730 тыс. человек, юго-запад департамента Диффа и юго-восток департамента Зиндер) и северо-востоке Нигерии (420 тыс. человек, в основном штат Йобе), бильма, или блабла, – на северо-востоке Нигера (около 50 тыс. человек, департамент Агадес); тумари – на юго-востоке Нигера (110 тыс. человек, юг департамента Диффа). Общая численность не менее 15 млн человек (2022, оценка), в том числе около 9 млн человек в Нигерии, 1,65 млн человек в Нигере, около 1,5 млн человек в Камеруне, по 1,2 млн человек в Чаде и Судане. Существует значительная диаспора канури в странах Северной Африки и Ближнего Востока, Западной Европы и Северной Америки. К канури близки канембу (не менее 1 млн человек на западе Чада и 40 тыс. человек в Нигерии). Языки канури относят к западной ветви сахарских языков; язык собственно канури (центральный канури) имеет диалекты – кага (кагама), ларе (леере), кваям (квайам), нджеско, кабари (кувури), нгазар, гувджа, мао, темагери, фадава и йерва (майдугури), на основе которого сформировался литературный язык канури (один из основных региональных языков Нигерии и один из восьми национальных языков Нигера; письменность на основе как аджами, так и латиницы). Многие канури владеют языком хауса, распространены также арабский, английский и французский языки. Практически все верующие – мусульмане-сунниты маликитского мазхаба.
Канури составили этническую основу раннегосударственных образований Канем и Борну. С 11 в. распространялся ислам. Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западноафриканской историко-этнографической области. Традиционные занятия – ручное, местами орошаемое земледелие (в основном просо-элевсина, сорго, кукуруза, овощи, а также арахис и хлопок на продажу), охота и рыболовство на озере Чад; разводят мелкий и крупный рогатый скот, верблюдов и лошадей (престижное животное). Ремёсла – гончарное, ткацкое, кожевенное, тиснение по коже; кузнецы и водоносы имеют низкий социальный статус, цирюльники и мясники – престижные профессии. Жилище круглое или прямоугольное, усадьба обнесена глинобитной стеной. Мужская одежда – широкая рубаха, шаровары, цветная или тёмная шапочка или белая чалма; женская – цветное платье с вышивкой (геометрическим узором), тёмное однотонное платье без рукавов, головные платки различных цветов. Около 25 % канури живут в городах. Родственные по отцовской линии семьи образуют в деревнях и городах кварталы. Община возглавляется вождём (лаван). Сохраняются политические институты эпохи Борну, 22 вождества и культ верховного правителя (маи). Традиционная социальная организация основана на большесемейной общине (ял, буквально – дом) и патрилинейных родах (дур). Жена сохраняет членство в дуре своего отца. Главы ял связаны друг с другом клиентельными отношениями. Брак патрилокальный, местами неолокальный; распространены кузенные браки, полигиния, практикуется брачный выкуп (ларуса). Наиболее престижный брак – с девушкой 10–14 лет, но для большинства молодых мужчин он требует слишком большого выкупа, поэтому первый брак обычно заключают с разведённой женщиной. Система терминов родства бифуркативного типа (термины для старших и младших братьев отца и сестёр матери образованы от терминов для отца и матери). Сиблинги делятся на старших и младших без разграничения по полу; существуют специальные термины для обозначения единокровных и единоутробных сиблингов. Распространены скарификация, мужское и женское обрезание. Несмотря на ислам, сохранилась традиционная мифоритуальная система, весьма развиты основные фольклорные жанры (сказки, песни, легенды, пословицы).
С 1950-х гг. в Нигерии и Нигере существуют организации, выступающие за политическое объединение земель канури. Среди канури немало известных политиков, в том числе глава (фактически президент) Нигерии в 1993–1998 гг. Сани Абача, президент Нигера в 1999–2010 гг. М. Танджа, премьер-министр Нигера в 1983 и 1988–1989 гг. Маман Умару, основатель и лидер (2002–2009) террористической исламистской организации «Боко Харам» Мохаммед Юсуф, как и Абубакар Шекау. Основную массу боевиков «Боко Харам» составляют представители канури.