Пигмеи
Пигме́и (греч. πυγμαῖοι, буквально – люди величиной с кулак; негрилли, от исп. negrillo, от negro – чёрный), народы, относящиеся к центральноафриканской расе. Живут в зоне тропических лесов Экваториальной и Восточной Африки. Общая численность от 975 тыс. до 1 млн человек (2023, оценка), в том числе в Демократической Республике Конго (ДРК) – не менее 330 тыс. человек, в Руанде – около 260 тыс. человек, в Бурунди – более 50 тыс. человек, в Центральноафриканской Республике (ЦАР) – более 90 тыс. человек, в Замбии и Камеруне – по 65 тыс. человек, в Республике Конго (РК) – не менее 60 тыс. человек, в Анголе – около 30 тыс. человек, в Габоне – до 15 тыс. человек, в Уганде – около 6,5 тыс. человек. Небольшие группы пигмеев обитают в Экваториальной Гвинее (2–3 тыс. человек), Танзании (около 3 тыс. человек), Намибии и Ботсване.
Общего самоназвания не имеют. Собирательное название «пигмеи» связано с их низкорослостью (средний рост взрослых мужчин 145–150 см, женщин – 140–145 см). Известны также под следующими названиями: тва (батва, абатва), или чва – в Межозерье и в ДРК (термин «тва» иногда применяется по отношению к охотничьим группам Южной Африки – Южной Анголы, Намибии, Замбии, Южно-Африканской Республики, в том числе к сан); ква/чва (ДРК), мбути/бамбути (северо-восток ДРК), бинга/бабинга, мбенга/бамбенга (запад Экваториальной Африки). Разделяются на восточных и западных пигмеев (на основе антропометрии и краниометрии).
К восточным пигмеям (всего около 490 тыс. человек) относятся: тва Межозерья (около 360 тыс.; из них около 260 тыс. человек в Руанде, 37 тыс. человек в Бурунди, 56 тыс. человек на северо-востоке ДРК, около 3 тыс. человек на северо-западе Танзании и около 5 тыс. человек в Уганде); суа (асуа; 51 тыс. человек), эфе (53 тыс. человек) и канго (16,4 тыс. человек) в лесах Итури в бассейне реки Уэле на северо-востоке ДРК, а также мвуба (бамбуба; 8,7 тыс. человек; из них 7,4 тыс. человек в провинции Северное Киву ДРК и 1,3 тыс. человек в соседних районах Уганды).
Западные пигмеи (свыше 320 тыс. человек): монго-тва (в районе озёр Тумба и Маи-Ндомбе на северо-западе ДРК; около 43 тыс. человек); гбанзири (банзири, гбанзили, гбандере; 33,3 тыс. человек, из них 9,3 тыс. в ДРК), ганзи (2,3 тыс. человек), бамасса (17 тыс. человек) и бурака (6,5 тыс. человек, из них 2,4 тыс. в ДРК) в верховьях реки Убанги на юге ЦАР и северо-западе ДРК; бофи (не менее 3 тыс. человек на юго-западе ЦАР) и ака/бака (яка/баяка, бебаяка, бибайя, бабинга, мбензеле/бабензеле, басесе, самоназвание – биака; 46 тыс. человек на северо-востоке РК, 25 тыс. человек на юго-западе ЦАР и более 8 тыс. человек на северо-западе ДРК) в низовьях реки Лобае; монзомбо (37 тыс. человек, из них 16 тыс. человек живут рядом с баяка в провинции Южное Убанги в ДРК, 18 тыс. человек – на северо-востоке РК, около 3 тыс. человек – на юге ЦАР); гунди в верховьях реки Санга (22 тыс. человек, из них 18 тыс. на юго-западе ЦАР, 3,4 тыс. – в РК); бедзан (бизен; около 1 тыс. человек) на северо-западе Камеруна, у границы с Нигерией; бака (бибайя, бинга, бабинга; 70,6 тыс. человек, из них 61 тыс. человек в бассейне рек Джа и Бумба на юго-востоке Камеруна и 9,6 тыс. человек в верховьях реки Айина на северо-востоке Габона); гьеле (гиелли/байеле, кола/бакола, койя/бакойя; 6,2 тыс. человек; из них 5 тыс. человек на юго-западе Камеруна и 1,2 тыс. человек на северо-западе Экваториальной Гвинеи) к югу от низовьев реки Ньонг; бонго (акоа; не менее 3 тыс. человек) на юге Габона; и др.
Среди западных выделяются также южные пигмеи (около 170 тыс. человек): тва бассейна Касаи (касаи-тва, или куба-тва; около 5 тыс. человек) на юго-западе ДРК; упемба-тва (луба-хемба-тва; свыше 30 тыс. человек) в заболоченных районах в верховьях реки Луалаба и озёр впадины Упемба на юго-востоке ДРК; мботе-тва (не менее 40 тыс. человек) к северо-западу от озера Танганьика в ДРК; бангвеулу-тва (около 37 тыс. человек) в болотах Бангвеулу на северо-востоке Замбии; луканга-тва (не менее 10 тыс. человек) в Центральной провинции Замбии; кафуэ-тва (18 тыс. человек) в низовьях реки Кафуэ на юге Замбии; бакве (26 тыс. человек) в северо-западных провинциях Анголы, включая Кабинду, и др.
Пигмеи утратили свои языки ещё до европейской колонизации и говорят на языках окружающих народов банту [тва Межозерья – на руанда, рунди и кига; ака – на яка и лингала; канго – на била, комо и бали; касаи-тва – на куба (бушонго); упемба-тва – на луба, хемба, сонге и табва; бангвеулу-тва – на бемба; луканга-тва – на лендже; кафуэ-тва – на тонга; мботе-тва – на лега, бембе, зимба, комо и холохоло; монго-тва – на языках группы монго: нтомба, болиа, эконда и др.; гьеле/койя – на мвумбо и т. д.], а также на языках убангийской подсемьи адамава-убангийских языков (гбанзири, бамасса, бурака, гунди и ака – на языках группы сере-нгбака-мба; монзомбо – на санго и языках нгбака; бофи – на языках группы гбайя-манза-нгбака; бака – на нгбака и гбайя) и центральносуданских языках (суа – на диалектах мангбету; эфе – на лесе); бедзан говорят на бантоидном языке тикар. О существовании в прошлом пигмейских языков свидетельствуют остатки лексики, связанной с лесным образом жизни (названия съедобных и лекарственных растений, слова, связанные со сбором мёда и т. д.). В частности, габонские ака и бака имеют идентичную «лесную» лексику, но говорят при этом на языках разных семей (бенуэ-конголезской и адамава-убангийской). В то же время очевидна разнородность вымерших пигмейских языков, поскольку даже «лесная» лексика, отличающая их языки от языков народов-«патронов», у разных пигмейских народов различна.
Сохраняют традиционные верования (культы предков и различных сил природы), часть пигмеев – христиане (католики и протестанты: баптисты, лютеране и др.).
По наиболее распространённой теории, пигмеи – потомки аборигенного населения Экваториальной Африки, вытесненного во 2-м тыс. до н. э. в труднодоступные области после расселения земледельческих народов, говорящих на языках банту, убангийских и центральносуданских, которые вытеснили изначальные языки пигмеев. Согласно генетическим исследованиям, их предки жили в изоляции около 60 тыс. лет. Древнейшие известия о них имеются в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э. У древнегреческих авторов (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона) пигмеями назывались мифические карлики, жившие в Африке. В европейских описаниях Западной Африки 16–17 вв. пигмеи упоминаются под названием «матимба». Существование пигмеев подтверждено в 19 в. немецким исследователем Г. Швейнфуртом и русской экспедицией В. В. Юнкера в леса бассейна рек Итури и Уэле. Основные группы пигмеев обнаружены в 20 в. экспедициями П. Шебесты (1929–1930, 1934–1935, 1949–1950, 1954–1955) и М. Гузинде (1934–1935). П. Шебеста описал мбути и бинга Бельгийского Конго, тва Руанды, бекви и акоа Габона и Камеруна. М. Гузинде нашёл эфе и асуа. Их труды заложили основы научного изучения пигмеев.
Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основные занятия: охота (оружие – лук, копьё), рыболовство и собирательство; добытые продукты обменивают у соседствующих народов на зерно, металлические изделия и глиняную посуду; были поставщиками слоновой кости. Выделывают лубяную материю (мбугу). Не знали способов добычи огня (кроме бака, добывавших его трением), источник огня переносили с собой. Живут в небольших лёгких хижинах, одежда состоит из кожаного пояса с передником из коры или пучка травы. Основу социальной организации составляют локальные группы, объединяющие 2–6 нуклеарных семей (от 15 до 60 человек). Счёт родства патрилинейный; брачное поселение патрилокальное, распространён брачный обмен сёстрами. Вожди и социальная иерархия отсутствуют. Только тва Межозерья интегрировались в кастоподобную этносоциальную структуру рунди и руанда, составив низший иерархический уровень, подчинённый статусным социальным общностям хуту и тутси. Эта кастоподобная система соподчинения статусных социальных групп, возникнув в 15 в., просуществовала до наших дней.
Сохраняется традиционный фольклор: сказки, мифология, песни, музыка (инструменты – водяной барабан, арфа, музыкальный лук); у мбути и мбенга развита полифоническая музыка. Предметы быта и музыкальные инструменты украшают орнаментами.
В 20 в. предпринимались попытки переселения пигмеев в стационарные посёлки – как правило, при католических миссиях. С конца 20 в. интенсивная вырубка лесов, а также организация в них заповедников способствуют вытеснению пигмеев с исконных территорий и разрушению их традиционного образа жизни. Часть пигмеев переходит к оседлости и занимается мотыжным земледелием. Подвергаются дискриминации, геноциду в ходе гражданских конфликтов. В 1994 г. во время гражданской войны в Руанде были уничтожены 10 тыс. пигмеев, столько же бежали в соседние страны. Гражданская война в ДРК унесла жизни не менее 60 тыс. пигмеев.