Йоруба (народ)
Йо́руба (самоназвание – Yorùbа́), народ на юго-западе Нигерии (штаты Квара, Ойо, Огун, Лагос, Ошун, Экити, Ондо, Коги). Численность 40 млн человек. Живут также в Гане (350 тыс. человек), Бенине (наго, анаго; 1 млн человек), Того (85 тыс. человек) и др. Креолизированные потомки йоруба в различных странах Западной Африки часто называют себя аку; живут также в Великобритании (свыше 20 тыс. человек), США (около 1 тыс. человек – 2000, перепись) и др.; потомки йоруба живут в странах Латинской Америки (в Вест-Индии их называют наго или лукуми). Общая численность – около 45 млн человек (2013, оценка). Подразделяются на субэтносы: ифе, ойо, иджеша, экити, игбомина, ово, ондо, иджебу, эгба, эгбадо. Говорят на языке йоруба. Большинство – мусульмане (в основном сунниты маликитского мазхаба), часть – христиане (англикане, католики, последователи синкретических христианско-африканских Церквей), остальные придерживаются традиционных верований.
Со второй половины 1-го тыс. у йоруба существовали раннегосударственные образования.
Традиционная культура
Традиционная культура типична для народов Гвинейской подобласти Западной Африки. Традиционное хозяйство – ручное подсечно-огневое земледелие (основная культура – ямс). Животноводство развито слабо из-за распространения мухи цеце. Сохраняются традиционная охота, ремёсла, торговля. Сельские поселения линейной планировки. Усадьба, населённая большесемейной общиной (агболе), включает несколько домов для нуклеарных семей. Жилище прямоугольное с плетнёвыми или столбовыми, обмазанными глиной, стенами. Традиционная пища – каша из ямса (фуфу), заменяющая хлеб; бобы, кукуруза, бананы, маниок, мясо и рыба с острыми специями, пальмовое масло и др. Из сока масличной пальмы приготовляют алкогольный напиток (эму). Сохраняются традиционная социальная структура, тайные союзы, институт правителей (оба), праздники. Система терминов родства генерационного типа. Сиблинги обозначаются либо общим термином без различия по полу и возрасту, либо описательными конструкциями с указанием родства по отцу или по матери. Счёт родства патрилинейный с элементами билинейности. Брак запрещён в пределах билатеральной группы родственников в пределах 3, у иджебу и ондо – 5–6 поколений. До середины 19 в. имущество мужчины переходило по наследству его братьям. В настоящее время имущество, унаследованное от отца, переходит к братьям, а имущество, накопленное мужчиной самим, делится между детьми. Имущество женщины наследуется только детьми. После смерти мужчины управление его имуществом переходит к старшему сыну, жена с остальными детьми возвращается в дом своих родителей.
Автохтонная религия
Автохтонная религия йоруба имеет разветвлённый, но слабо упорядоченный пантеон. Считается, что он включает от 401 до 1700 божеств. В действительности круг богов, «активно вмешивавшихся» в жизнь людей и имевших развитые культы, гораздо уже. Общим названием для любого божества или духа природного явления служит слово ориша, для обозначения духа предков – баба-нла. Предполагалось, что божества некогда спустились с небес, произвели людей и затем обратились в камни или же ушли в землю. В период созидания земного мира ориша были подобны людям во всём, кроме присущих самим ориша сверхъестественных свойств. Уйдя в землю, они сохранили способность влиять на судьбы людей и управлять стихиями.
Во главе пантеона стоит Олорун, дословно – «хозяин неба». Творцом человека почитается Обатала – главное мужское божество йоруба. Его супруга Одудува, божество-андроген, считается прародительницей йоруба. По мере зарождения и развития йорубской государственности Одудува обрела мужской облик и взяла себе в жёны Олокун, богиню океана.
От брака Обаталы и Одудувы родились Агинджу – бог земли и Йемоджа – богиня рек и ручьёв. Они стали мужем и женой и породили сына Орунгана. От союза Орунгана с Йемоджи из тела последней вышел сонм богов, связанных либо со стихиями, либо с человеческой деятельностью. К первой группе относятся богиня лагуны Олоша, бог моря Олокун, бог грома и молнии Шанго, его жёны – богини рек Ошун, Оба и Ойя (богиня реки Нигер, а также распорядительница сильными ветрами и тайфунами), божество скал и холмов Оке, божество Солнца Орун, богиня Луны Ошу, божество растительности Дада. Во вторую группу входят божество войны, железа и огня Огун, охотников – Ошоси, земледелия – Ориша Око, богатства – Адже Шалуга; особняком стоит божество оспы – Шопоно.
По мере развития йоруба их пантеон усложнялся, началось объединение в одном ориша нескольких локальных божеств, появлялись комбинации из нескольких ориша, слитых в одном образе. Таков, например, Олори Мерин, или «хозяин четырёх голов», божество – покровитель городов и деревень. Он изображался в виде получеловека-полузверя с ногами бабуина или козла, но с четырьмя человеческими головами, которые символизировали четыре стороны света и четыре главных ветра, дующих над Йорубалендом.
Помимо старейшин семейных групп, руководивших отправлением культа предков, организацией религиозной жизни у йоруба занималось профессиональное жречество. Оно выполняло функцию посредничества между божествами и людьми, передавая «своим» богам людские просьбы и жертвоприношения. Жрецы вершили также правосудие «божьим судом», разделяя с зачаточными органами государственной власти контроль над соблюдением общепринятой морали. В функции определённой категории жрецов входило предсказывание будущего, выяснение судьбы. Они также приготовляли и продавали лекарственные составы, различного рода обереги и т. д. В зависимости от выполняемых функций и их общественной значимости жрецы делились на высшие и низшие группы. Кроме того, степень влиятельности тех или иных групп жречества зависела от степени распространения культа того или иного божества.
Жреческие титулы, как правило, наследовались в пределах кровнородственных групп. Посвящение в жреческий титул требовало уплаты вступительного (посвятительного) взноса, в ряде случаев весьма значительного. Передача титула жреца по наследству не исключала необходимости профессионального обучения. Жрецы некоторых культов проходили длительную и дорогостоящую профессиональную подготовку. Личность жреца считалась священной и неприкосновенной. Оскорбление или насилие по отношению к ним строго наказывалось. Их боялись и уважали. Профессия служителей культов, связанных с предсказаниями, с необходимостью значительных умилостивительных жертвоприношений, была прибыльным делом.
Отправление культов большинства божеств происходило в специальных молитвенных местах. В традиционном йорубском жилище агболе божеству – покровителю семьи – отводилась специальная небольшая обмазанная глиной площадка, место молитвы и жертвоприношений. Могущественным, популярным божествам, культ которых отправляли жрецы, обычно воздвигались храмы – глинобитные строения, покрытые травой или пальмовыми листьями. Более скромными молитвенными местами служили расчищенные площадки, обозначенные камнями, покрытые крышами из листьев, поддерживаемыми каменными или глиняными столбиками. Кроме того, сооружались многочисленные святилища в густой лесной чаще, где совершались тайные ритуалы, доступные лишь посвящённым.
Составной частью традиционной культуры йоруба был разнообразный, но строго регламентированный в зависимости от повода набор жертвоприношений (в период ранней истории – человеческих). Для инициации человека, желавшего посвятить себя поклонению Шанго – божеству грозы, требовалось принести в жертву барана, водяную хищную птицу осин, черепаху, улитку, броненосца, гигантскую крысу окете, жабу, головастика, мясо слона и оленя. В жертву божеству войны и железа Огуну забивали корову, барана и собаку. Во время церемонии интронизации избранного священного правителя (алафина) последний приносил в жертву своим предкам по корове и барану на каждую могилу.
Религия йоруба легла в основу синкретических культов в Африке и Америке (сантерия в Вест-Индии, кандомбле в Бразилии и др.).
Мифология и фольклор
Выделяются мифы о творении Олоруном демиурга Обатала, создавшего первых мужчину и женщину, ориша и т. п.; об Одудува – первопредке и царе-основателе Ифе (по некоторым мифам, он также создатель мира, иногда выступает в женском облике); этиологические и исторические предания (рассказываются под музыкальный аккомпанемент), развита практика гаданий (ифа).
Особое значение имеют сказки о растениях и животных. Широко распространено представление об оборотничестве – вера в возможность временного превращения людей в животных и птиц и наоборот. Замаскировавшись под людей, животные и птицы приходили в город по рыночным дням, чтобы заключать торговые сделки или обрести жену. Их обман иногда раскрывался: старейшины общины были способны распознавать, например, «людей-змей» по их маленьким рукам, слишком гладкой коже и крошечным глазам, «людей-птиц» – по их миниатюрным размерам, волосатости и пронзительным голосам.
Любимым персонажем-животным фольклора йоруба была черепаха. Она фигурирует более чем в двухстах сказках этого народа, играя роли вора, завистливого и жадного существа, обманщика, обжоры и т. п. Йоруба поклонялись духам крокодилов и змей. Их привозили в города и содержали в огороженных стенами прудах, вырытых для этого во дворах компаундов. Особо почитались попугай, леопард, цапля эргет, в государстве Ойо – лошадь.
Праздники
Календарные праздники – ежегодные инициации мальчиков (в марте) и девочек (в июне), мужские церемонии культа предков (Адимуориша, Оро, Эгунгун), праздник урожая ямса (Ока; в июле); Новый год отмечается в начале июня.
Искусство
Деревянная и бронзовая скульптура восходит к традиции искусства Ифе. Антропоморфные изображения отличаются близкой к треугольнику формой глаз, коротким горизонтально срезанным носом, вытянутыми вперёд губами и др. Характерны парные (мужская и женская) фигурки с остриём внизу (эдан); фигурки близнецов (ибеджи), божеств: Эшу (на дверных рельефах, столбах, поддерживающих кровлю, барабанах и др.), Шанго (обычно в виде всадника на коне) и его жриц (навершия жезлов в виде коленопреклонённых фигур, часто с чашей в руках или ребёнком на руках или за спиной, с головным убором в форме двойного топора и т. д.); маски-шлемы тайного союза Эпа с многофигурным навершием (высотой до 0,5 м); маски тайного союза Эгунгун (агбегиджо) из растительных волокон, перьев, раковин на деревянном или плетёном каркасе; головы барана или человеческие с бараньими рогами (связаны с праздником урожая Ока); ритуальные подносы (опон ифа), молоточки (ироке), сосуды со скульптурными группами; рельефы с изображением бытовых и мифологических сцен и др.
Современное положение
Многие йоруба живут в городах, имеют высшее образование (крупнейшие университеты Нигерии находятся в Лагосе, Ибадане и Ифе). С 1930-х гг. развивается художественная литература и профессиональное искусство. Из йоруба наиболее известны – нобелевский лауреат в области литературы В. Шойинка, учёные-гуманитарии С. О. Биобаку, Дж. Ф. Аджайи, О. Элуеми, В. Абимбола и др. Йоруба играют важную роль в политической жизни Нигерии, составляя этническую основу партий и организаций; в частности, к йоруба принадлежали президент Нигерии О. Обасанджо (1976–1979, 1999–2007) и «временный президент» Э. Шонекан (1993). В диаспоре (США и др.) проводятся фестивали йоруба.
Музыкальная культура
Развито инструментальное музицирование, в том числе игра на двухсторонних барабанах в форме песочных часов (дундун). Другие виды барабанов: односторонний – в форме песочных часов (косо), двухсторонние – конический (бата), цилиндрический (бембе); используются наборы барабанов (сакара, орунса). В ансамблях к ним могут добавляться металлический колокольчик (агого), ламеллафон (агидигбо), музыкальный лук (годже), погремушка из высушенной тыквы (секере, адже оба). Для запоминания ритмоинтонационных формул широко используется система слогов. В вокальной музыке выделяется респонсорное пение (орин). Распространены хвалебные вокально-речевые жанры (песни, скандирования), которые с начала 20 в. исполняются с инструментальным сопровождением: священные похвалы-пророчества (ийере), похвалы охотникам (иджала), шуточные похвалы (иви), похвалы по разным поводам (рара).
Под влиянием западной культуры развилась городская популярная музыка, в том числе жанр джуджу (гитара, гармоника соединяются с традиционными музыкальными инструментами). В 1940-е гг. появились музыкальные драмы на исторические сюжеты, опирающиеся на традиционную музыку (среди ведущих авторов – Г. Огунде, К. Огунмола, Д. Ладипо).