Гураге
Гура́ге (общее самоназвание – гураге; gurage̅), группа эфиосемитских народов в Эфиопии.
Народы, объединённые этнонимом «гураге», населяют области южной и центральной Эфиопии. За пределами основного ареала проживают в городах страны и прежде всего в столице – Аддис-Абебе, где гураге является почти каждый пятый житель. Общая численность 3 млн человек (2021, оценка Центрального статистического агентства Эфиопии).
Известны по крайней мере две версии этимологии названия «гураге». Согласно первой, оно восходит к группе легендарных предков гураге во главе с предводителем Сыбхат, вероятно мигрировавших в Аймэллель (южно-центральная Эфиопия) из равнинной области Гура, находящейся недалеко от города Дэккэмхарэ в исторической области Аккэле-Гузай (современная Эритрея). Таким образом, этноним «гураге» можно перевести как «народ Гура». По второй версии, словом «гураге» была обозначена территория расселения гураге – от амхарских слов гра («левый») и -ге (суффикс, используемый при образовании некоторых существительных и топонимов, условно переводимый как «область примыкания», «место», «сторона»), т. е. «земля слева» (со стороны исходного ареала амхара).
Гураге говорят на близкородственных языках и диалектах южной группы эфиосемитских языков, но находятся в окружении доминирующих на юге Эфиопии кушитских народов. Языки гураге – условный собирательный термин для обозначения всех языков и диалектов этого кластера. Р. Майер (Meyer. 2019) делит их на две генетические группы: восточные гураге (сыльте, уолане и зай) и гуннэн-гураге (кистане, добби, мухыр, мэскэн, чаха, ыжа, гумэр, гура, ыннэмор, ынэр, ындэгань, гето). Кистане, добби и мухыр в пределах группы гуннэн-гураге составляют северные гураге. Многие идиомы гураге до сих пор остаются малоизученными, поэтому все используемые номенклатуры обладают разной степенью убедительности и являются частично предварительными.
К языкам гураге также относятся вымерший язык гафат и мэсмэс – вымерший диалект ындэгань. К восточным языкам гураге примыкает язык харари. Совпадение границ этнических групп гураге и соответствующих языков неполное. Кроме того, отдельные этнические группы, говорящие на языках гураге (в частности, соддо, сыльте, зай), не идентифицируют себя с гураге. Как этноним «гураге» закрепился преимущественно за носителями западной группы языков, которые входят в конфедерацию сэбат-бет.
Языки гураге характеризуются выраженным кушитским субстратом. Языки чаха и сыльте имеют письменность на основе эфиопской графики. Многие носители языков гураге владеют по крайней мере одним языком соседей, с которыми они поддерживают тесные контакты, – амхарским, оромо и др. При наличии богатой устной традиции письменная литература на языках гураге в начале 21 в. находится на этапе становления. На языке чаха существуют перевод Библии и несколько повестей, ведутся радиопередачи. На сыльте был издан сборник пословиц и поговорок с амхарским переводом. Запись текстов на языках гураге осуществляется, как правило, в эфиопской графике. Одним из основоположников изучения языков гураге был американский лингвист В. Леслау (Leslau. 1979).
С точки зрения религиозной принадлежности народы, относимые к гураге, не гомогенны. Две основные религии – христианство (Эфиопская церковь) и ислам с примерно одинаковым числом последователей. Согласно устной традиции и сообщениям ранних путешественников, христианство проникло в ареал гураге раньше ислама. Христианизация связывается с именем святого Зены Маркоса, пришедшего во 2-й половине 13 в. из Бульга к мухыр. Наиболее раннее упоминание о гураге-мусульманах относится к хронике 14 в., хотя некоторые традиции отсылают к 12 и 13 вв. Среди некоторых групп сохранились традиционные верования с почитанием местных богов. При переписи населения в 1994 г. 731 человек заявил о своей принадлежности к традиционным верованиям. Общины гураге характеризует религиозная толерантность.
Исторический очерк
Исторически понятие «гураге» – экзоэтноним, которым называли группу более или менее децентрализованных народов. В это понятие включались: чаха, добби, ынэр, ындэгань, ыннэмор (ынор), ыжа, гето (ечерэт), гумэр, мэгэр, мэсмэс, мэкоркор, мухыр, аклиль, мэскэн, кыстане (соддо, аймэллель), а также сыльтеязычные группы азэрнэт-бэрбэре (ыннэкор), аличчо-вуриро, мэльга (ульбарэг), далоча, гэн-сыльти, тора-ланфыро. При этом из гураге обычно исключались группы ремесленников: фуга, занимавшиеся плетением корзин и деревообработкой, кожевники-буда и ныфурэ, занятые в металлообработке, поскольку эти группы принадлежали к самому низкому социальному слою, ниже которого были только рабы.
У народов гураге были попытки создания конфедераций, из которых самой заметной является сэбат-бет. Изначально она включала пять народов (чаха, ыжа, гето, мухыр и ыннэмор) и была известна как союз «Пяти домов (т. е. кланов) гураге». Впоследствии к ним присоединились ындэгань и мэкоркор. Новая конфедерация получила название «Семь домов гураге» (Сэбат-бет гураге). Она была образована задолго до включения земель гураге в эфиопское государство и существует поныне.
Впервые упоминаются в хрониках Амдэ-Циона I в 14 в. Существует несколько версий происхождения гураге. Согласно первой, как сказано выше, гураге восходят к группе легендарных предков во главе с предводителем Сыбхат, мигрировавших из Северной Эфиопии (ныне Эритрея). По второй версии, группы, говорящие на восточногуражских языках (сыльте, уолане, гэдэбано и зай), пришли с востока. Уолане, в частности, считаются потомками остатков армии правителя султаната Адал Ахмеда ибн Ибрагима аль-Гази по прозвищу Левша (1506–1543), провозгласившего священную войну против Эфиопии и возглавившего мусульманское завоевание её территории. По другой версии, группы, говорящие на языке сыльте, и азэрнэт-бэрбэре пришли из Харэра (ныне Эфиопия) и Берберы (ныне Сомали) или же из Аравии.
Гураге боролись за свою независимость от Эфиопской империи против войск Йоханныса IV в течение 14 лет начиная с 1874 г., и им удалось одержать победу в нескольких битвах. В 1875 г. произошла самая кровопролитная битва при Арэкит (в ареале гумэр), в которой войска гураге под предводительством Дарсамо Керо разбили противника наголову. В 1888 г. в сражении при Джэбиду гуражские военные силы были повержены, и гураге стали данниками амхара.
Этнографическое описание
Традиционная культура типична для народов Северо-Восточной Африки. Более 90 % гураге составляют оседлые земледельцы, также практикуется скотоводство. Отдельные группы (прежде всего зай) занимаются рыболовством. Значительная часть гураге, особенно в городах, занята в торговле. Ремёслами, включая плотничество, обработку кожи, кузнечное дело, гончарное производство, занимаются группы ремесленников. Традиционно уэлеба, или т. н. чистые гураге, занятые в основном в сельском хозяйстве, дистанцировались от ремесленников, и браки между первыми и последними считаются неприемлемыми, хотя случаются.
Поселения организованы рядами земельных участков, разделённых свободными общественными пространствами. Имеются три типа домов-хижин округлой формы – гойэ, хэрар и зэгэр, отличающиеся размерами (гойэ – самые большие, зэгэр – самые маленькие).
Основным продуктом питания гураге, как и многих народов юга Эфиопии, является сельскохозяйственная культура энсета вздутая (Ensete ventricosum), или ложный банан. В стволе и клубнелуковице этой культуры содержится большое количество крахмала. Мякоть с внутренней части основания листьев соскребают, а клубнелуковицу перетирают; получаемую массу (коччо) сбраживают от двух недель до месяца, после чего она готова для приготовления разнообразных блюд и может храниться несколько месяцев. Энсета используется в народной медицине для перевязок, а также как строительный материал и в качестве топлива. В засуху идёт на корм скоту. Около 20 % населения Эфиопии так или иначе зависят от урожайности энсеты.
Кухня гураге широко известна по всей стране. Одним из популярных блюд и деликатесом считается кытфо – блюдо из сырого или непрожаренного мелкорубленого нежирного мяса.
Важное место в жизни гураге занимает широко культивируемое растение кат съедобный (Catha edulis). Кат – вечнозелёный кустарник, содержащий вещества лёгкого стимулирующе-наркотического действия; жевание его листьев, обычно групповое, – традиционное занятие многих жителей Африканского Рога и Йемена. Кат легализован в Эфиопии, Джибути, Кении и Йемене. В Эритрее, а также в России его оборот запрещён (входит в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации).
Деревенская община гураге организована по патрилинейному принципу.
Политическая культура гураге (главным образом сэбат-бет гураге) развилась через институт обычного права сера, верховенствующего над общественной жизнью, миром и порядком. Политическая и религиозная жизнь управляется советом старейшин гураге йэджока, состоящим из старейшин сэбат-бет. Среди сэбат-бет сохраняются также традиционные верования. В ареале чаха находятся два храма богини плодородия Дэмуамуит (Дэмуэт), где отмечается ежегодный праздник сэнчэ. Дэмуамуит может считаться общим для гураге божеством с последователями из почти всех групп гураге. Большинство адептов – женщины. Культ основывается на женском возрастном союзе муыйэт, возглавляется ритуальным лидером-мужчиной йэуэй дэмам (буквально – хозяин мёда). Дэмуамуит ассоциируют с кровью, она гарантирует здоровье и плодовитость тем, кто соблюдает общественный и религиозный порядок, но порождает болезни (особенно печёночно-почечные) у своих врагов. Бог-небо Уак у различных групп известен под разными именами, и ему поклоняются в ряде храмов сэбат-бет, в основном мужчины. Отмечается его ежегодный праздник чыст. Уак считается источником силы и благосостояния, защитником своего народа и его земли, гарантом традиционного права и справедливости. У бога-грома Божжэ один храм в ареале ыннэмор, ежегодный праздник в его честь – ныпуэр, верховный жрец – гуетакуыйэ. Божжэ следит за общественным порядком и моралью. В качестве наказания он порождает огонь (образуемый молниями), а также кражи и неудачу. Культ Божжэ бытует в основном среди гето, ыннэмор и ыжа.
После окончательного вхождения территории гураге в состав Эфиопии в 19 в. в их обществе начались миграционные процессы, сопровождавшиеся урбанизацией населения. В 21 в. в городах страны проживает около четверти всех представителей гураге, значительную часть которых составляют предприниматели и интеллигенция. В повседневном языке современной Эфиопии слово «гураге» стало именем нарицательным по отношению к человеку экономному. Заметное участие гураге в социальной жизни и бизнесе (например, ресторанном) сделали их культуру (кухню, танцы) общенациональным явлением.
Гураге по происхождению является известный эфиопский певец Махмуд Ахмед (род. 1941), а также министр образования в правительстве Абия Ахмед Али – Берхану Нега (род. 1958, министр с 2021).