Луба (народ)
Лу́ба (luba; балуба, baluba), бантуязычный народ на юге Экваториальной Африки. Крупнейший народ Демократической Республики Конго (более 15,5 млн человек; 2020, оценка). Живут на юге и юго-востоке страны. Включает группы: западных луба (луба-касаи, лулуа, лува; язык луба/чилуба); южных луба (луба-катанга, или луба-шаба; язык килуба); санга; каньок; восточных луба (хемба); лвалу. Общая численность 16,3 млн человек (2020, оценка). Языки луба относятся к зоне L языков банту; распространён также один из диалектов суахили – кингвана. В основном христиане (католики, пресвитериане и др.), часть – мусульмане-сунниты, сохраняются традиционные верования, есть последователи синкретических сект.
В 16–17 вв. создали раннеполитическое образование Луба, возглавляемое правителем (мулохве, мулопве) и советом знати. В его пределах и сформировалась этническая общность луба. Участвовали как посредники в португальской работорговле. С 1870 г. полития Луба постепенно пришла в упадок под натиском работорговцев Анголы, однако продолжала оказывать сопротивление бельгийским колонизаторам до 1917 г. В конце 1950-х гг. луба Катанги образовали партию Ассоциация балуба Катанги – Балубакат. Во время Катангского кризиса 1960–1963 гг. она выступала против М. К. Чомбе. Луба ассимилируют другие народы Катанги. Нынешний президент ДРК (с 2018) Ф. А. Ч. Чиломбо – луба по этнической принадлежности.
Традиционная культура типична для народов Экваториальной Африки. Традиционные занятия – ручное земледелие (просо, ямс, кукуруза, маниок), охота и собирательство. Ремёсла – металлургия, кузнечное, ткацкое, гончарное. Из волокон пальмы рафии плели ковры с геометрическим орнаментом и бархатистой поверхностью (т. н. касайский бархат); они, как и медные крестовидные гирьки (т. н. катангские кресты – ханда), служили меновым эквивалентом. Развита резьба по дереву и слоновой кости (стиль «балуба»): фигурки предков, сиденья и подголовники с женскими, иногда парными, фигурами-«кариатидами», женские коленопреклонённые фигурки с сосудом в руках (мбоко), копья и топорики с антропоморфными ручками, маски, амулеты (микиси мухаси) и др.; для скульптуры характерны обобщающие формы, квадратные плечи, большой выпуклый лоб, миндалевидные глаза с тяжёлыми полузакрытыми веками, непропорционально крупные ступни и кисти рук, обозначение татуировки. Современные луба заняты в основном в горнодобывающей промышленности.
Традиционное поселение линейной планировки, жилище круглое. Традиционная одежда – набедренная повязка и несшитая юбка. Основа традиционной социальной организации – деревенская община, состоящая из больших семей. У восточных луба сохраняется матрилинейная родовая структура, луба-катанга перешли на патрилиниджи (бисака, ед. ч. – кисака). Система терминов родства бифуркативного типа в поколении родителей и генерационного в поколении говорящего; сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Брачное поселение уксорилокальное (у восточных луба) или вирилокальное (у катанга), предпочтительны обменные браки, встречаются полигиния (у знати), сорорат. Женщины в браке обладают экономической свободой, имеют право на развод. Деды и внуки, а также племянники и дядя по матери связаны отношениями подшучивания. Наследование царской власти в государстве Луба сопровождалось передачей священной сущности (булопве), восходящей к первопредкам луба. С принятием христианства развивается нормативная моногамия, распространяются нормы, связанные с отцовским правом (правила наследования, брачного выкупа и др.). Традиционные культы – верховного божества-демиурга (Мнуние, Нзамби, Калунга, Мулопе, Маведжи), предков, Конголо (легендарного основателя государства), вера в духов природы, колдовство. Культ обожествлённых правителей поддерживался членами тайного общества Бамбудье; они были хранителями исторических преданий, зашифрованных в «памятных досках» (лукаса) с помощью различных сочетаний раковин, бусин, камешков и т. п. Известны космогонические мифы. В прошлом появление первых зубов, обрезание у мальчиков, инициация девочек, начало сбора урожая и удачная массовая охота в конце засушливого сезона сопровождались коллективными обрядами. Ритуалы, связанные с началом земледельческих работ и добычи железной и медной руды, возглавлял верховный жрец мвине нтанда (вождь земли). Особые предсказатели (билумбу) проводили гадания (кибута) с помощью статуэток-сосудов мбоко. Сохраняются упрощённые обряды инициаций. Распространены также сказки о животных, развита музыкальная и танцевальная культура. Основные музыкальные инструменты – мембранофоны (барабаны), маримба.