Ибибио
Иби́био (самоназвание – ibibio; биби, ква, монг), группа народов на юге-востоке Нигерии (бассейн реки Кросс). В штате Аква-Ибом живут: восточные ибибио, или собственно ибибио (6,3 млн человек); западные ибибио, или ананг (около 3 млн человек); северные ибибио, или эньонг (160 тыс. человек); южные ибибио, или экет (экет/экит – 450 тыс. человек, оро/орон – 190 тыс. человек, окобо – 104 тыс. человек); дельта, или андони (оболо, или андони – 318 тыс. человек, ибено/ибино – 20 тыс. человек). На юге штата Кросс-Ривер проживают речные ибибио, или эфик (704 тыс. человек). Живут также в Гане (64 тыс. человек, из них 30 тыс. человек – эфик, в основном в Аккре), Камеруне (58 тыс. человек, из них 17 тыс. человек – эфик, в департаментах Ндиан и Манью, Юго-Западный регион) и Экваториальной Гвинее (7,3 тыс. человек на о. Биоко, из них большинство – в Малабо). Существует диаспора ибибио в странах Западной Европы (в основном в Великобритании) и Северной Америки. Общая численность около 11,5 млн человек (2022, оценка), из них 11,3 млн человек в Нигерии. Говорят на языках нижнекросской группы кросс-риверской ветви восточной подсемьи бенуэ-конголезских языков. Языки ибибио – основные языки штата Аква-Ибом, эфик также широко распространён в штате Кросс-Ривер как язык межнационального общения. Письменность – на основе латиницы. До середины 20 в. бытовала пиктографическая письменность нсибиди. Около 90 % ибибио – христиане (католики, лютеране, адвентисты седьмого дня и др.), остальные придерживаются традиционных верований, есть приверженцы афрохристианских церквей и сект (Национальная церковь святого духа и др.).
Современные ибибио образовались в результате различных миграций; эфик переселились на левый берег реки Кросс в 18 в., затем, по преданию, от них откололись андони. В 15 в. прибрежные группы ибибио вступили в контакт с европейцами и стали посредниками в работорговле, одним из важнейших центров которой был город Калабар. Традиционная культура типична для народов Гвинейской подобласти Западной Африки. Основное занятие – ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, маниок, банан), выращивание какао, масличной пальмы и каучуконосов; у андони и экет ведущую роль играет рыболовство; издавна развита торговля пальмовым маслом и рыбой. Распространено отходничество на плантации, шахты, нефтяные промыслы и предприятия крупных городов. Из традиционных ремёсел развиты кузнечество, ткачество, гончарство; художественные ремёсла – плетение, резьба по дереву (относится к восточной стилистической группе Гвинейского побережья), шитьё бисером и др. С тайным союзом Экпо связано изготовление деревянных масок округлых выпуклых геометризированных форм, их отличительная черта – зубчатые выступы на висках; волосы изображаются бахромой из растительных волокон. Деревянные статуэтки массивных приземистых пропорций; у орон на могилах ставят скульптуры предка (экпу) – столбообразные, высотой свыше 1 м, с утолщённым книзу туловищем и очень короткими ногами, с бородкой, заплетённой в косу. Поселения разбросанные, у эфик и эньонг – большие компактные деревни. Жилище прямоугольное, из плетня, снаружи и изнутри обмазанного глиной.
Основу традиционной социальной организации составляют большесемейные общины (уфок, буквально – «дом»), состоящие из малых семей (идип эте, буквально – «отцовский живот»), роды (экпук, буквально – «узел»), возрастные группы (нка); тайные союзы: мужские – Экпо, Экон (охотничий), Идион, заимствованный у экои Экпе, или Эгбо («людей-леопардов»), женский – Эбре (общество замужних женщин). Счёт родства патрилинейный, у андони – матрилинейный. Роды связаны отношениями брачного обмена. Предпочитаются браки троюродных патрилатеральных кузенов. Распространено также побратимство (имаан). Система терминов родства генерационного типа с обилием описательных конструкций. Сиблинги матери обозначаются одним описательным термином, а сиблинги отца – другим, без деления по полу. Сиблинги эго классифицируются на «детей отца» и «детей матери». Институт вождей отсутствовал, управленческие и ритуальные функции осуществляли советы старейшин и тайные союзы, прежде всего представители амама – высшего ранга в союзе Экпо. В колониальный период британские власти использовали Экпо в целях косвенного управления юго-восточной Нигерией. Среди интеллектуалов, политической, религиозной и деловой элиты современной Нигерии много выходцев из ибибио. Доминик Игнатий Экандем (1917–1995) – первый кардинал Нигерии и англофонной Африки (с 1976), был кандидатом на должность папы Римского в 1978 г.
Традиционные культы – духов природы (ндем), предков, верховного бога-творца Абасси. Известен миф о первых людях (мужчине и женщине), которые, нарушив запрет Абасси, стали заниматься земледелием. Развиты все основные жанры фольклора (сказки, песни, легенды, пословицы).