Малагасийцы
Малагаси́йцы (мальгаши; франц. malgache; самоназвание – ni malagasy), группа австронезийских народов, основное население Мадагаскара, численностью около 28 млн человек (2023, оценка). Свыше 80 тыс. малагасийцев живут в странах Западной Европы (в основном во Франции), около 20 тыс. – в островных государствах и территориях Индийского океана (Маврикий, Реюньон, Майотта, Коморские Острова, Сейшельские Острова). Около 3 тыс. человек переселились в страны Северной Америки. Общая численность – не менее 28,1 млн человек.
Этнографическое описание
Малагасийцы представляют собой суперэтническую общность, объединяющую до 40 этносов и субэтносов. Официально признаны 18 народов (отсюда 18 звёзд на обелисках в честь независимости Мадагаскара): мерина, бецилеу, бецимисарака, антанкарана, цимихети, сиханака, безанузану, антайсака, антаймуру, антайфаси, антанала, сакалава, везу, масикуру, антандруй, махафали, бара, антануси. Из остальных этнических групп самыми крупными являются антамбауака (антамбахуака, антамбаока), зафисуру, бемихисатра, микеа, беуси, мандиавату, зафиманири, занамалата, макуа, или масумбики (мосамбика).
Малагасийские народы обычно объединяют в 5 групп.
К центрально-восточной группе относятся: мерина (мерна; часто объясняют как «живущие высоко»; в прошлом хува – свободные простолюдины; 3 млн человек) – в центральной части Высокого плато (в основном в провинции Антананариву, а также на юге Махадзанги, западе Туамасины и на севере провинций Тулиара и Фианаранцуа); бецилеу («многочисленные и разделённые»; 4,8 млн человек) – на юге Высокого плато, между рекой Маниа и горным хребтом Андрингитра (север и центр провинции Фианаранцуа); бецимисарака («многочисленные и сплочённые»; 5 млн человек, из них 3,3 млн человек – южные бецимисарака, 1,7 млн человек – северные) – на восточном побережье, между реками Бемариву и Манандзари (провинции Фианаранцуа и Туамасина), и на п-ове Масуала (юго-восток провинции Анциранана).
Северо-восточные малагасийцы включают: антанкарана (антакар; «живущие среди скал»; свыше 210 тыс. человек) – на крайнем севере острова (провинция Анциранана); цимихети («не стригущие волос»; около 2,4 млн человек) – на севере Высокого плато (юг провинции Анциранана, северо-восток Махадзанги и север Туамасины); сиханака («болотные»; 740 тыс. человек) – в районе озера Алаутра в провинции Туамасина; безанузану («заплетающие множество косичек»; 250 тыс. человек) – в долине верхнего и среднего течения реки Мангуру (провинция Туамасина).
Юго-восточные малагасийцы (анталаутра): антамбауака (антамбахуака, антамбаока) («живущие отдельно, отделившиеся»; 115 тыс. человек), антайсака («живущие собирательством»; около 1,9 млн человек), антаймуру («прибрежные жители»; около 1,3 млн человек), антайфаси («люди песков»; 250 тыс. человек), антанала (танала; «лесные»; 1,3 млн человек), зафисуру (130 тыс. человек) – на юго-востоке Высокого плато и юго-восточном побережье (юго-восток провинции Тулиара и юг Фианаранцуа).
Центрально-западные малагасийцы: сакалава («ушедшие далеко», 2,03 млн человек) и южные сакалава, или везу («люди моря»; 370 тыс. человек), – на равнинах к западу от Высокого плато и на западном побережье, между реками Самбирану и Мангуки (юго-запад провинции Махадзанга и северо-запад Тулиары); масикуру (750 тыс. человек) – между реками Мангуки и Фихеренана на юго-западе острова (провинция Тулиара).
Юго-западные малагасийцы живут на южном побережье, в провинции Тулиара: антандруй («люди страны колючек»/«живущие в кустах»; 1,3 млн человек) – между реками Менарандра и Мандраре; махафали («люди из запретной страны»; 430 тыс. человек) – на плато Махафали, между реками Унилахи и Менарандра; тангала (40 тыс. человек) – в низовьях реки Унилахи; антануси («островные жители»; 870 тыс. человек) – на юго-восточном побережье. Юг возвышенной части острова (провинция Фианаранцуа и северо-восток Тулиары) населяют бара («гиганты»; 980 тыс. человек).
Малагасийцы неоднородны в расовом отношении. У народов Высокого плато (особенно у мерина и бецилеу) сохранились характерные признаки южноазиатской расы, у макуа (мосамбика), сакалава, везу, махафали, бара и масикуру – негрской, а у антаймуру и других юго-восточных малагасийцев, а также у антанкарана – южноевропеоидной.
Говорят на малагасийском языке; письменность с начала 19 в. на основе латинской графики. В городах распространён также французский язык. Среди мерина и бецилеу около 80 % – христиане (католики и протестанты – кальвинисты, лютеране, реформаты, англикане, конгрегационалисты, адвентисты и др.), у остальных малагасийских народов преобладают приверженцы традиционных верований, а христиане составляют до 25 %. Среди анталаутра, сакалава и цимихети есть мусульмане-сунниты.
Малагасийцы сформировались в результате смешения выходцев с островов Малайского архипелага, в частности с Калимантана (см. Даяки), и народов Восточной Африки. Переселение предков малагасийцев из Юго-Восточной Азии происходило со 2-й половины 1-го тыс. н. э. Сохраняются легенды о доавстронезийских аборигенах Мадагаскара (вазимба). В 9–15 вв. здесь поселялись этнические группы бантуязычных народов Восточной Африки (суахили, макуа) и арабы с Аравийского п-ова, принявшие участие в формировании юго-восточных малагасийцев и принесшие на остров письмо сурабе (было распространено у антаймуру). В 16–18 вв. на Мадагаскаре появились рабы-африканцы (в основном из народа макуа и других выходцев с территории Мозамбика – мосамбика/масумбики) и европейцы (их потомки – занамалата). В 14–15 вв. у мерина сложилось государство Имерина. Раннегосударственные образования возникли в 16 в. у южных сакалава (Менабе с центром в г. Мурундава), в конце 17 в. – у северных сакалава (Буйна с центром в г. Мадзунга, ныне Махадзанга), в 17 в. – у бецилеу (Исандра, Ариндрану, Лалангина и др.), в 18 в. – у бецимисарака и др.; в 1-й половине 19 в. они были присоединены к Имерине. До 1896 г. сохранялись самостоятельные вождества у бара, махафали и др.
В традиционной культуре сохраняются многие черты, восходящие к образу жизни индонезийских предков малагасийцев. Основное занятие – земледелие. На Высоком плато преобладает заливное террасное, в лесах на восточных склонах – подсечно-огневое рисоводство (по-видимому, ввезённое на Мадагаскар индонезийскими переселенцами). Землю обрабатывали копательной палкой (ангади) с узким выгнутым лезвием, в колониальный период распространяется плуг. В связи с сокращением обрабатываемых земель рис местами вытесняется маниоком; распространены и смешанные посевы (система тави: рис – маниок). На влажном восточном побережье выращивают таро и ямс, на засушливом юге и юго-западе – сорго и кукурузу; здесь преобладает отгонное скотоводство (в основном зебу, в колониальный период также овцы, у махафали с начала 20 в. – ангорские козы). На восточном и северо-западном побережье распространены плантации кофе, ванили, гвоздики, эфироносов. Развиты морское и пресноводное рыболовство (у везу – «морских цыган Мадагаскара» – основное занятие, экспортируют солёную и копчёную рыбу); у сакалава и везу сохранилась долблёная парусная лодка (лакана) индонезийского типа с аутригером. С 1-й половины 19 в. у мерина и бецилеу развивалось шелководство. Сохраняется собирательство и охота (кабаны, одичавшие безгорбые быки, щетинистые ежи тенреки и др.), в том числе с применением стрелометательной трубки (лука малагасийцы не знали). Ремёсла: узорное ткачество (у мерина и бецилеу – изготовление шёлковых тканей акутуфахана, у сакалава района Кандреху – тканей рабан из волокон рафии с расцветкой, имитирующей переливы змеиной кожи, и др.), плетение (шляпы из рисовой соломы в 19 – начале 20 вв. экспортировались в Европу), гончарство, резьба по дереву (особенно на западе и юге: утварь, скульптура, маски и др.), камню и кости, обработка золота и серебра, огранка камней, плавка железа и кузнечество (характерны поршневые кузнечные меха и горизонтальный ткацкий станок, типичные для народов Юго-Восточной Азии), в 18–19 вв. – изготовление кремнёвых ружей. В резьбе по дереву (утварь, стенки кроватей, родовые столбы хазуманга, надгробные столбы алуала и др.) и камню (надгробные камни и др.), узорном ткачестве (рабан и др.) распространены изображения животных (главным образом зебу) и людей в сочетании с геометрическим орнаментом; по стилю они восходят к искусству Юго-Восточной Азии.
Древнейший тип поселения – укреплённые (на Высоком плато – частоколом и рвами, на востоке – изгородями из кустарника и лиан, на юге – из кактусов) посёлки на холмах – почти не сохранился. У западных и южных малагасийцев в северо-восточной части поселения стояло жилище родового лидера (мписуру), к северо-востоку от него располагалось святилище с одним или несколькими резными столбами (хазуманга); после смерти мписуру его дом обычно сжигался и воздвигался новый хазуманга. Традиционная планировка сохранилась в городах Антананариву, Фианаранцуа и др.: располагаются на холмах, в центре – базарная площадь, ремесленники и торговцы занимают отдельные кварталы; дома из сырцового или обожжённого кирпича с черепичной крышей, одно- или двухэтажные, иногда на высоком цоколе, в жилые помещения попадают по приставной лестнице. Сельское жилище на плато сырцовое или глинобитное, с крышей из рисовой соломы характерной для Юго-Восточной Азии вогнутой формы, однокамерное; ориентировано с севера на юг, окно и дверь расположены в западной стене, около входа – очаг, в северо-восточном углу – алтарь предков, вдоль восточной стены – деревянная кровать с резными створками изголовьем на север (под ней – ларь с припасами, иногда там же держат домашнюю птицу), у южной стены хранят хозяйственный инвентарь, в юго-западном углу – яма-кладовая, в юго-восточном – сосуд с водой. На восточном побережье распространены свайные каркасные дома с крышей из листьев равеналы, в восточных предгорьях дома строят из бамбука, на западе и юге – из тростника. У сакалава известны круглые хижины с крышей, опирающейся на центральный столб. Традиционная мужская одежда – набедренная повязка (салака), женская – короткая юбка (сикини). Сохраняется парадная одежда (ламба) – кусок хлопчатобумажной или шёлковой ткани (2,5 х 1,5 м), драпирующий фигуру или обёрнутый вокруг бёдер. Местами практиковалась татуировка. Основная пища – рис с овощными, мясными и рыбными приправами и пряностями.
Основу традиционной социальной организации составляют сельские (фукунулуна) и большесемейные (тарики у бара, тарихи у масикуру и др.) общины. Сохраняются деление на основные эндогамные социальные ранги [потомков знати – андриана, свободных (простолюдинов) – хува, рабов – андеву], патрилинейная родовая организация и её подразделения (деме у мерина, раза у масикуру и бара, фуку у цимихети и т. д.), владеющие землёй и родовыми гробницами. Имеются также матрилинейные и билатеральные родственные группы. Распространён левират. Брак обычно вирилокальный, до рождения первого ребёнка – уксорилокальный. У цимихети выплачиваются брачный выкуп (милетри) и приданое (меумеу), практикуются полигиния, пробные браки (диадзуфа) и разводы, у антандруй – кросскузенный брак; при полигинии жёны часто брались из разных родов и могли жить в разных поселениях. Между родами иногда заключались отношения фиктивного родства (зива). Система терминов родства у большинства малагасийцев сочетает признаки бифуркативного типа (в поколении родителей) с генерационным (в остальных поколениях, родственники которых различаются только по полу); у масикуру и бецилеу – генерационного, у цимихети и сакалава – бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу (у цимихети только по относительному возрасту); распространена текнонимия. Развита система табу (фали, фади).
В основе традиционных верований – культы предков (разана) и духов природы (заватра). Есть мифы о творце и культурном герое Андриананахари (у мерина – Андриаманитра, у сакалава – Занахари); о нижнем и верхнем Андриананахари, персонифицирующих землю и небо и вступающих в спор друг с другом. Под влиянием христианства распространились представления об антиподе Андриананахари – злом божестве Андрианаболиси. Верят в водяного духа в женском обличье – Фара (Фаравари), дракона Фанампитулуху, повелителя змей Рамахавали, предков-первопоселенцев (вазимба), безличную магическую силу (хасина) и др. Поклоняются родовым и индивидуальным фетишам (уди), сакалава – духам правителей (тромба). Культы отправляют родовые лидеры. Практикуются жертвоприношения (главное жертвенное животное – зебу), обрезание мальчиков (кроме везу), знахарство, колдовство и др. Цимихети хоронят в пещерах, мерина над могилой ставят деревянные домовины, бецилеу – резные камни, махафали и антандруй – родовые гробницы (валавату), на которых установлены резные раскрашенные столбы (алуала) высотой до 5 м с бычьими черепами. Покойных заворачивают в тёмно-красные шёлковые ламба (ламба мена). У мерина, бецилеу и цимихети ежегодно (в июле – августе) устраивается поминальный праздник Фамадихана, когда кости умерших обёртывают в новые ламба. Погребальный обряд для членов родов правителей у сакалава может продолжаться несколько лет и сопровождаться многочисленными обязательными для всех табу. Возрождается празднование традиционного Нового года (Фандруана). Распространены бои быков и петухов, из игр популярны шашки (фануруна), у антанала – шахматы. Для малагасийцев характерны лунный календарь и двенадцатеричная система исчисления.
Устное творчество
Устное творчество представлено мифами, родовыми преданиями, сказками, речитативными состязаниями в остроумии (хайн-тени). Сохраняются традиционная обрядовая музыка и связанные с ней инструменты: ксилофоны (атранатра, катибоки), мембранофоны (хазулахи, дабалава, манандриа), разного рода флейты (судина). Характерный инструмент – трубчатая цитра валиха (струны – продольные отщипы от бамбукового ствола), с которым связан инструментальный стиль мпамадина. В 19–20 вв. под влиянием европейской культуры сложились смешанные формы фольклора, в том числе музыкально-танцевальные стили ваку-дразана, дихинни нтаулу («танцы предков»). У мерина, бецилеу и цимихети популярны многоголосные песни калонни фахини (сентиментальные «песни прежних дней»), мужские хоровые песни зафиндрауни; мужские эпические песни-дуэты риджа (в сопровождении цитры), а также музыкально-театральный жанр хира-гаси, в котором объединились элементы традиционного малагасийского и французского эстрадного театра (вокальные и хоровые эпизоды, пантомима, акробатические номера, речь ведущего – кабари; инструментальный ансамбль состоит из скрипок, труб, кларнетов, аккордеонов, барабанов); сюжетная основа – морализующие истории; представления даются в том числе во время церемоний перезахоронения предков (Фамадихана). У бецимисарака популярны сольные сказы джиджи (в сопровождении лютни, валихи или аккордеона), коллективное пение усика (ансамблевый запев и хоровой припев, аккомпанемент – трещотки и барабаны). Традиционное женское пение сохранилось у бецимисарака и антайсака (занакурувана – в церемониях благодарения, каламака – в похоронных обрядах), а также у антандруй и махафали (антаса – в культовой и светской музыке). Среди всех малагасийцев распространены импровизированный театрализованный танец сега в сопровождении музыки и речитатива, танцы зук, квасса-квасса, сукус.