Ойо (государство йоруба)
О́йо (йоруба Ilẹ̀ọba Ọ̀yọ́), раннегосударственное образование йоруба в Средние века и Новое время на территории современной Нигерии. Столица – Ойо (на современных картах – Олд-Ойо или Ойо-Иле, на европейских картах 19 в. – Катунга). Сложилось в 12–14 вв., занимало весь северо-восток Йорубаленда. На юго-западных окраинах Ойо располагались предгосударственные образования Эгба и Эгбадо.
Образование Ойо. Ранняя история
Территория Ойо заселена с глубокой древности. В ходе археологических раскопок здесь были обнаружены микролитические орудия позднего каменного века.
Согласно устным дворцовым хроникам и преданиям, Ойо было основано Ораньяном – младшим сыном или внуком творца мира Одудувы, пришедшим сюда из г. Ифе (Иле-Ифе). По одному из мифов, питон, явившийся во сне Ораньяну, подсказал ему место, в котором следовало основать г. Ойо – столицу государства. Другие легенды связывают происхождение правящей династии с ближайшими северо-восточными и северными соседями Ойо – тапа (нупе) и бариба (боргу). Местом появления столицы и ядра государства Ойо стала лесистая саванна в северо-восточном углу Йорубского плато. Важную роль в возвышении древнего Ойо сыграло отклонение транссахарских торговых путей в восточную часть Западного Судана, в страны хауса с 14–16 вв. Продвижение Ойо на юго-восток приостановил Бенин.
Сведения о ранней истории Ойо (основанные на устной традиции) свидетельствуют о его слабости и длительной борьбе с соседними Нупе и Боргу. После победы над Нупе и освоения йоруба нового метода ведения боя – использования кавалерии (примерно в конце 16 – начале 17 вв.) – в истории Ойо наступил этап консолидации, за которым последовал период экспансии к побережью Гвинейского залива, длившийся около 200 лет. За это время Ойо превратился в крупнейшее военно-политическое объединение в Западной Африке.
Усиление Ойо. Отношение с соседями
К началу 17 в. в прибрежных районах Гвинейского залива, где впоследствии появился г. Порто-Ново, сложилась система работорговли, в которой партнёрами были, с одной стороны, европейские купцы, с другой – государства, созданные народами аджа – Аллада (Ардра), Вида (Видах) и Дагомея. Ойо умело пользовалось противоречиями аджа и с конца 17 в. фактически определяло политику в этой части Гвинейского побережья. В 1680–1682 гг. Ойо напало на Дагомею и Алладу, в 1698 г. вмешалось в династические распри претендентов на трон Аллады. В начале 18 в. Аллада попала под контроль Ойо и стала его посредником в работорговле.
Усиление Дагомеи в 1720-х гг. (в 1724 Дагомея захватила Алладу, в 1727 – Виду) положило начало йоруба-дагомейским войнам, длившимся с перерывами более 100 лет. Многочисленная йорубская конница несколько раз вторгалась в Дагомею, жгла и грабила страну. В 1728–1730 гг. Ойо организовало линию снабжения своих войск продовольствием с севера, поставив под свой контроль Махи – непрочное политическое объединение – конфедерацию племен на территории между Шабе и Дагомеей. В 1730 г. Ойо добилось первой победы над Дагомеей, превратив её в своего данника. Столица Дагомеи была перенесена из Абомея в Алладу; часть Аллады – Аджасе (позже – Порто-Ново) – под нажимом Ойо была отделена от Дагомеи. Граница между Дагомеей и Аджасе прошла по рекам Зу и Веме. Территория к востоку от этой линии, включая Аджасе, Веме и Бадагри, отошла под управление Ойо. Представитель царского рода, будущий правитель Дагомеи Тегбесу, был отправлен в Ойо заложником.
С конца 1730-х гг. в течение примерно 10 лет правители Ойо либо вторгались в Дагомею, либо угрожали вторжениями и разрушениями. В 1748 г. стороны заключили «мирный» договор, по которому в течение последующих почти 100 лет дагомейцы платили Ойо ежегодную дань рабами, ружьями, раковинами каури и кораллами. Подчинение Дагомеи означало для Ойо ослабление главного соперника в работорговле и обеспечение прямого выхода к побережью через зависимые территории.
В 17–18 вв. держава Ойо достигла вершины политического могущества: его территория простиралась от реки Нигер на севере и северо-востоке до территории современной Ганы на западе. Политические и социальные институты Ойо, достижения в области материальной культуры и военного дела были восприняты многими соседними народами.
Хозяйство. Социальная структура
Основой экономики Ойо во все периоды его существования было мотыжное земледелие; культивировались ямс, просо, кукуруза, хлопчатник, бананы. В хозяйствах имелись лошади, овцы, козы, домашняя птица. Из-за мухи цеце скот был малорослым, мясо ценилось очень дорого. Недостаток в животной пище восполнялся благодаря охоте и собирательству, на рынках (бойкл) шла торговля мелкой живностью.
Рядовое домохозяйство в своей основе было самообеспечивающимся, что не исключало специализации некоторых ремёсел. Продукция ткачества, гончарства без гончарного круга, кузнечного дела, резьбы по дереву и др. была широко представлена на внутренних рынках. Наиболее умелые мастера обслуживали царя и знать и находились под их покровительством. Ткани местного производства экспортировались в другие африканские государства и даже в Бразилию.
Основу социальной структуры Ойо составляла общинная организация. Земля и титулы наследовались не отдельными лицами, а в рамках кровнородственных коллективов идиле, или патрилинейных родов, – групп лиц, прослеживавших происхождение от общего предка по мужской линии, соблюдавших экзогамию, имевших общее родовое имя и общего духа-покровителя, общие запреты на некоторые виды пищи.
Подавляющая масса населения – общинники – сохраняли экономическую и личную самостоятельность в качестве членов идиле. Они владели основными средствами производства и были лично свободными. Земля являлась коллективным достоянием общины и рассматривалась как естественное условие производства. Размеры участков, занимавшихся по праву вольной заимки, определялись производственными возможностями семей.
Существовал привилегированный вид земельной собственности – т. н. титульные земли. После смерти царя они переходили к наследнику его титула. Обычное право рассматривало титульные земли как форму общественной собственности, как фонд для обеспечения государственных расходов.
Общество Ойо характеризовалось сравнительно высокой степенью социальной и имущественной дифференциации. Наиболее ярким выражением роста имущественного неравенства было распространение кабального должничества – системы ивофа, отличавшейся от рабства тем, что кабальный оставался лично свободным и не терял прав на землю.
Система управления
Правитель (оба). Совет семи
Правитель (оба) Ойо имел титул алафин (хозяин дворца). Обычай давал ему право низлагать правителя любого подвластного города, объявлять войну. Оба считался высшей судебной инстанцией и верховным жрецом. В его ведении находились рынки и внешняя торговля государства. Однако решения алафина имели силу только в том случае, если получали одобрение ойо меси – совета семи знатнейших сановников. Их титулы наследовались в пределах нескольких идиле (патрилинейных родов). Члены ойо меси служили связующим звеном между царём и рядовыми общинниками через цепочку нижестоящих вождей. При этом они составляли замкнутую корпорацию родовой знати, образовавшуюся из тайного союза Огбони. По обычаю, союз Огбони был наделён правом выбирать и возводить на престол царя, управлять вместе с ним и решать судебные дела, связанные с пролитием крови. В Ойо эти функции членов Огбони были узурпированы верхушкой союза – представителями знатных родов, включая ойо меси, и жрецами культа.
Во главе совета семи стоял башорун – один из самых влиятельных членов Огбони. Он возглавлял государство в трехмесячный период между смертью царя и вступлением на престол нового. Ежегодно во время празднеств в честь бога войны Огуна башорун советовался с богами о том, угоден ли им царствующий алафин. В случае отрицательного ответа оракула царю предлагалось покончить с собой. Этот обычай должен был соблюдаться неукоснительно.
Экспансия Ойо в 17–18 вв. сопровождалась борьбой за власть между царями и родовой по происхождению знатью. В период расцвета Ойо почти ни один из царей не умирал естественной смертью. Начиная с 21-го царя все большее значение приобретала борьба за власть между царём и башоруном. Родовая знать пыталась свести на нет значение царского рода, ослабив позиции соправителя царя (обычно его сына) – аремо. С 22-го царствования был введён обычай насильственного самоубийства аремо после смерти его отца.
После самоубийства алафина Онишиле в середине 18 в. к власти пришёл башорун Гаха (около 1754). Не имея возможности открыто надеть царскую корону, башорун фактически правил страной не менее двух десятилетий. Принудив к самоубийству 4 алафинов, Гаха погиб от руки пятого – Абиодуна – примерно в 1774 г. В правление Абиодуна (последние десятилетия 18 в.) Ойо достигло зенита славы и могущества.
Царский двор
С укреплением царской власти происходило расширение царского двора. Он создавался из двух категорий придворных: 1) из жён и родственников царя; 2) из рабов самых разных рангов – от уборщиков и слуг до высших должностных лиц. Управлением занималась в основном вторая категория придворных. В её рядах численностью и влиянием выделялись рабы-евнухи. Три евнуха становились ближайшими помощниками царя. Следующее после евнухов место по значению занимали илари. Они рекрутировались из дворцовых рабов и военнопленных и служили телохранителями, гонцами, привилегированными слугами и сборщиками дани с покорённых народов. В награду за службу илари пользовались правом отчисления в их пользу некоторой доли дани с подчинённых городов и деревень. Особо доверенным илари отдавали в кормление города или кварталы.
Охрана дворца. Организация войска
Царские палачи и охранники – тету – набирались из рабов и их потомков. Сборщики торговых пошлин на царских рынках и у городских ворот также являлись рабами. Каждый сборщик имел право носить оружие и быть воином. Войско создавалось как народное ополчение. Структура войска была тесно связана с делением городского населения на компаунды и кварталы по территориально-родственному признаку. Наряду с народным ополчением имелись привилегированные воинские части.
Для Ойо была характерна нераздельность политико-административной и судебно-полицейской власти. В основе судопроизводства лежали нормы обычного права. Считалось, что царь не законодательствует, а лишь истолковывает древние обычаи, следуя советам богов.
Система провинций
Ойо было разделено на провинции во главе с правителями, являвшимися промежуточными звеньями администрации между алафином и правителями других провинциальных городов. Система провинций была построена не единообразно, и главы разных провинций обладали не одинаковой властью. В свою очередь, промежуточной инстанцией между ними и алафином были столичные «патроны» – носители титулов, рекрутировавшиеся из разных социальных групп: дворцовых рабов, дворцовых женщин, членов царского рода, вождей нецарского рода. Главной функцией патронов был контроль над выполнением даннических обязанностей правителей провинциальных городов. Помимо патронов провинциальные города имели официальных царских наблюдателей – аджеле, которые посылались туда в качестве резидентов и царских шпионов. Административный контроль подкреплялся религиозными санкциями. В подчинённых городах насаждался культ Шанго – бога грома и молнии, отождествлявшегося с одним из первых алафинов.
По мере превращения Ойо из города-государства в обширную державу развивались «имперские» институты. Подчинённые города имели своих наследственных правителей, носивших титулы оба или бале, и были связаны со столицей отношениями данничества. В большинстве случаев размер дани фиксировался. Подчинённые города были обязаны давать людей в ополчение Ойо.
Верования. Пантеон богов. Организация культа
Автохтонная религия Ойо имела разветвленный, но слабо упорядоченный пантеон. Функционально многие боги дублировали друг друга; мифология, связанная с некоторыми божествами, содержит неразрешимые противоречия; связи между отдельными божествами пантеона не всегда ясны, иерархия божеств прослеживается нечётко. Превращение Ойо в крупнейшее йорубское государство, а также развитие института царской власти способствовали объединению божеств в общейорубский пантеон, однако этот процесс не был завершён в доколониальный период.
Он возглавляется верховным божеством Олоруном (Хозяин Неба), или Олудумаре, и включает от 401 до 1700 божеств (ориша): покровители стихий, божества грома (Шанго), солнца (Орун), луны (Ошу), войны и железа (Огун), судьбы (Орунмила), врачевания (Осанъин), прорицания (Ифа), охоты (Ошоси), земледелия (Ориша Око), трикстера Эшу (посредника между ориша и людьми, покровителя путешественников, проводника душ в царство мёртвых и т. п.) и др.; верили в ведьм (адже).
Организацией религиозной жизни у Ойо занималось профессиональное жречество, имевшее сложную, детально разработанную титулатуру. Жреческие титулы, как правило, наследовались в пределах кровнородственных групп, личность жреца считалась священной и неприкосновенной. Отправление культов большинства божеств происходило в специальных молитвенных местах. Могущественным, популярным божествам, культ которых отправляли жрецы, обычно воздвигались храмы – глинобитные строения, покрытые травой или пальмовыми листьями.
В Ойо практиковались жертвоприношения, в период ранней истории – в том числе человеческие. Характер жертвоприношений зависел от повода и был строго регламентирован. Во время церемонии интронизации избранного священного правителя (алафина) он приносил в жертву своим предкам по корове и барану на каждую могилу. Порции жертвенного мяса рассылали знати Ойо, членам царской семьи и должностным лицам. После смерти алафина у входа в его личные покои хоронили улитку, черепаху, броненосца, полевую мышь, гигантскую крысу окете, жабу, головастика, голубя, петуха, барана, мужчину и женщину (со временем вместо людей в жертву стали приносить лошадь и вола).
В 17 в. в Ойо начал распространяться ислам. В начале 19 в. в Ойо-Иле появился мусульманский квартал, хотя бо́льшая часть населения придерживалась традиционных верований. С середины 19 в. в Ойо появились первые христианские миссионеры.
Мифология и фольклор
Особое значение в мифологии Ойо имели сказки о животных и растениях, исторические и этиологические предания. Растениям и животным приписывались сверхъестественные возможности: считалось, что многие из них обладают речью, могут общаться с людьми, способны принимать человеческий облик. Характерной чертой взаимоотношений людей и животных было широко распространённое представление об оборотничестве – вера в возможность временного превращения людей в животных и птиц, и наоборот – животных, птиц и некоторых растений в людей.
Любимым персонажем фольклора йоруба была черепаха; они поклонялись крокодилам и змеям, попугаям. Царским животным считался леопард. Главнокомандующий войском в Ойо – каканфо – носил передник из леопардовой шкуры. Сиденье каканфо также всегда покрывалось шкурой леопарда, что символизировало храбрость как необходимую принадлежность его титула и его связь с особой священного царя.
Особое значение для йоруба Ойо имела лошадь и связанные с нею предания и ритуалы. Одним из главных героев йоруба является победоносный конный воин – символ жизненной силы, самообладания, храбрости и стойкости. В мифах йоруба божество грома и молнии Шанго живёт на небе в сверкающем дворце и имеет много жён и лошадей – и то и другое характеризует его богатство и могущество.
Ослабление и гибель Ойо
Ослабление Ойо началось в конце 18 в. в условиях возвышения работорговых политий в западной части Верхнегвинейского побережья. В 1836 г. войска халифата Сокото захватили и разграбили столицу Ойо. В середине 19 в. южные и центральные территории Ойо попали под власть т. н. Ибаданской империи. В 1893 г. Ойо включено в британский протекторат (с 1900 протекторат Южная Нигерия).
См. также государства йоруба.