Захаров Владимир Петрович
Заха́ров Влади́мир Петро́вич (1903, Москва – 22.8.1965, там же; похоронен на Даниловском кладбище), российский певец (баритон), заслуженный артист РСФСР (1944).
Биография
Из семьи промышленников. В доме родителей часто звучала музыка, собирались известные московские артисты. В юности Захаров посещал спектакли Оперы С. И. Зимина. Обучался в Московском институте инженеров путей сообщения, однако со временем осознал, что пение, которым он изначально увлекался как любитель, – его призвание. В 1920 г. оставил институт и поступил в московский Пятый музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина (бывшая музыкальная школа В. А. Селиванова), затем перешёл в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), который окончил в 1931 г. по классу М. В. Владимировой (оперно-драматическое отделение).
Поступив в недавно созданную вокальную группу Всесоюзного радио (оперный радиотеатр), с 1930 г. стал до конца жизни одним из ведущих солистов этого коллектива. Принимал участие во многих радиопостановках (часто исполнялись малоизвестные оперы). Спектакли проходили в колонном зале Дома Союзов, московском Доме учёных и на других площадках, откуда транслировались по радио; артисты выступали как в концертных, так и в сценических костюмах. Захаров пел под управлением М. М. Ипполитова-Иванова, Н. С. Голованова, А. И. Орлова, Г. Себастьяна, К. Зандерлинга и других выдающихся дирижёров.
Первые партии, исполненные Захаровым в оперном радиотеатре: Белькоре («Любовный напиток» Г. Доницетти), Мазепа (одноимённая опера П. И. Чайковского), Дон Жуан (одноимённая опера В. А. Моцарта). В дальнейшем пел партии Клода Фролло, Дон Карлоса («Эсмеральда», «Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Князя («Чародейка» Чайковского), Ивана Королевича («Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова), Графа Альмавивы, Гульельмо («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» Моцарта), Пизарро («Фиделио» Л. ван Бетховена), Таддео («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Тельрамунда, Вольфрама («Лоэнгрин», «Тангейзер» Р. Вагнера), Зурги, Сплендиано («Искатели жемчуга», «Джамиле» Ж. Бизе), Ренато, Яго, Роландо («Бал-маскарад», «Отелло», «Битва при Леньяно» Дж. Верди), Барнабы («Джоконда» А. Понкьелли), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Скупого рыцаря, Добрыни Никитича, Улугбека (одноимённые оперы С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова, А. Ф. Козловского) и др. Первый исполнитель партии Кола Брюньона в одноимённой опере Д. Б. Кабалевского (1938).
На радио принимал участие в первом исполнении сюиты «Песни наших дней» и отрывков из оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева, кантаты «Киров с нами» Н. Я. Мясковского, оратории «Валерий Чкалов» М. В. Коваля. Владел обширным камерным репертуаром, пользовался особой популярностью как исполнитель советских песен, участвовал в авторских концертах И. О. Дунаевского, Кабалевского, К. Я. Листова, Т. Н. Хренникова. В годы Великой Отечественной войны, помимо систематических выступлений по радио, принял участие более чем в 500 шефских концертах на фронтах, в госпиталях, в блокадном Ленинграде.
В 1950–1960-е гг. преподавал на кафедре сольного пения в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Жена – певица Нина Петровна Александрийская.
Аудио- и видеозаписи
С участием Захарова на Всесоюзном радио записано множество опер и оперетт (целиком и в отрывках, некоторые не изданы). Среди них: оперы «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» Моцарта, «Отелло» и «Битва при Леньяно» Верди, «Джамиле» и «Искатели жемчуга» Бизе, «Вертер» Ж. Массне (Альберт), «Итальянка в Алжире» Россини (студийная и трансляционная записи), «Джоконда» Понкьелли, «Паяцы» Леонкавалло (студийная и трансляционная записи), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (3-е действие, Бекмессер), «Лоэнгрин» и «Тангейзер» Вагнера, «Виндзорские проказницы» О. Николаи (Форд), «Манон Леско» (Леско) и «Богема» Дж. Пуччини (Шонар), «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина (Янька), «Эсмеральда» и «Каменный гость» Даргомыжского, «Добрыня Никитич» Гречанинова, «Кола Брюньон» Кабалевского, «Улугбек» Козловского, «Война и мир» (Раевский, фрагменты) и «Семён Котко» Прокофьева (фон Вирхов), «Назугум» К. Х. Кужамьярова (Лоя), «Бахтиор и Ниссо» С. А. Баласаняна (Медведев-Шопир), «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (Проценко), «Сердце тайги» Л. К. Книппера (Алексей), «Левша» А. Г. Новикова (Адмирал); оперетты «Летучая мышь» (Фальк) и «Цыганский барон» И. Штрауса (Омонай), «Яблоко раздора» Ж. Оффенбаха (Барабостэн), «Свадьбы краше не бывало» Н. Киркулеску (Трактирщик), «Роз-Мари» Р. Фримля (Авлей); фрагменты из опер «Пуритане» В. Беллини, «Мужество киевлянина» А. Н. Титова, «Нерон» А. Г. Рубинштейна (дуэт Кризы и Виндекса, с Г. П. Сахаровой), «Саламбо» М. П. Мусоргского, «Ася» Ипполитова-Иванова и др.
Обширный песенно-романсовый репертуар Захарова в аудиозаписях представлен произведениями Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Э. Грига, А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, Даргомыжского, А. П. Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. С. Аренского, А. К. Глазунова, С. М. Ляпунова, Чайковского, Рахманинова, песнями и романсами советских композиторов. В 1978 г. фирмой «Мелодия» выпущена сольная грампластинка Захарова с оперными ариями. В 2017 г. на лейбле Aquarius Classic вышел сольный CD певца с программой русских классических романсов.
Снялся в фильме-опере «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова (1958, Барон, режиссёр Г. В. Кристи). Принимал участие в озвучивании фильма «Свинарка и пастух» (1941, режиссёр И. А. Пырьев).