Александрийская Нина Петровна
Александри́йская Ни́на Петро́вна [20.2(4.3).1899, по другим данным, 1900, село Гавриловка Бузулукского уезда Самарской губернии, ныне Алексеевского района Самарской области – 6.1.1985, Москва; похоронена на Даниловском кладбище], российская певица (меццо-сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1956).
Дочь сельского священника Петра Павловича Александрийского (1872–1917). Детство и юность провела в селе Ивановка Богатовского уезда Самарской губернии (ныне Богатовский район Самарской области), где её отец служил с 1905 г. По окончании средней школы работала учительницей в Ивановке. Любовь к пению унаследовала от отца, обладавшего редким по красоте тенором. В 1922 г. переехала в Москву, где поступила в Музыкальный техникум (с 1923 имени братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейн, впоследствии Музыкальное училище при Московской консерватории), занималась пением в классе Е. Ф. Петренко. Одновременно работала в Народном комиссариате земледелия РСФСР (Наркомзем). Позднее (в зрелые годы) брала уроки пения у М. Д. Турчаниновой (сестра актрисы Малого театра Е. Д. Турчаниновой, которая давала Александрийской советы по работе над образами).
С 1930 до конца 1960-х гг. солистка Всесоюзного радио. Исполняла на радио и в концертных залах ведущие партии в операх, опереттах, ораториях, кантатах, многие из которых сохранились в записи: Миссис Пейдж («Виндзорские проказницы» О. Николаи, 1937), Лаура («Каменный гость» А. С. Даргомыжского, 1945), Миньон (одноимённая опера А. Тома, одна из лучших партий Александрийской, 1947; все – дирижёр А. И. Орлов), Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, 1948, дирижёр К. Зандерлинг), Ганна («Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, 1946, фрагменты, дирижёр Н. С. Голованов), Мартинка («Поцелуй» Б. Сметаны, 1952, дирижёр Г. А. Столяров), Ласочка [«Мастер из Кламси» («Кола Брюньон») Д. Б. Кабалевского, 1938, дирижёр А. М. Ковалёв, 1-я исполнительница], Нано («Даиси» З. П. Палиашвили, 1938, дирижёр О. М. Брон), Мама Коза («Волк и семеро козлят» М. В. Коваля, 1947, дирижёр Б. С. Шерман), Мамелфа («Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова, 1961, дирижёр В. С. Смирнов), Дениза («Свадьба при фонарях» Ж. Оффенбаха, 1946, дирижёр Л. П. Пятигорский), Дарья («Девичий переполох» Г. С. Милютина, 1950, дирижёр Г. И. Кац). Принимала участие в исполнении Симфонии № 9 Л. ван Бетховена (1934, дирижёр Г. Себастьян), Реквиема Моцарта (1946, дирижёр Н. С. Голованов, Большой зал Московской консерватории).
Обладала мягким голосом большого диапазона, владела искусством художественной подачи слова (по характеристике Е. Д. Турчаниновой). Имела большой камерный репертуар. В концертах часто пела старинные песни в ансамбле с В. В. Борисовским (виоль д'амур), который особенно ценил в Александрийской ансамблевую гибкость, умение чувствовать партнёра. На радио в записи Александрийской сохранилась большая программа русских, зарубежных и советских романсов и песен (в том числе в дуэтах с С. Я. Лемешевым, Г. П. Виноградовым, В. А. Бунчиковым, А. Н. Клещёвой, Г. П. Сахаровой, А. И. Малютой, Т. Ф. Янко). Среди них: романсы и песни А. А. Алябьева, П. П. Булахова, А. Е. Варламова, Н. А. Титова, А. Л. Гурилёва, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, В. Т. Соколова, Р. Шумана, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ж. Массне, К. Сен-Санса, Р. М. Глиэра, А. П. Долуханяна, Г. А. Сметанина, В. К. Сорокина, М. И. Блантера, К. Я. Листова, А. Я. Лепина, И. Н. Ковнера, Г. К. Камалдинова, В. А. Сидорова, Б. А. Мокроусова, А. Г. Новикова, русские народные песни. Исполняла неизвестные широкой публике произведения (романс певицы Д. М. Леоновой «Письмо после бала» на слова М. П. Мусоргского).
Приняла участие в озвучивании кинофильмов «Александр Невский» С. М. Эйзенштейна (плач Ольги на поле брани; на записи присутствовал автор музыки С. С. Прокофьев), «Волга-Волга» Г. В. Александрова (песня «Дорогой широкой» И. О. Дунаевского; оба – 1938).
В 1960–1970-х гг. вела класс камерного пения на заочном отделении Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, преподавала в коллективах художественной самодеятельности.
Муж – певец Владимир Петрович Захаров.