«Wolfenstein» (серия игр)
«Wolfenstein», серия видеоигр в жанре шутер. Первая часть была издана компанией Muse Software в 1981 г. Разработкой и изданием серии занимались студии Muse Software, id Software, Activision, MachineGames, Bethesda Softworks и др. В 1981–2022 гг. серия «Wolfenstein» была продана тиражом более 5 млн копий по всему миру (VGChartz) и продолжает набирать популярность среди игроков. «Wolfenstein» является одной из самых известных франшиз в жанре шутер от первого лица. Хотя серия начиналась с простых приключенческих экшенов и со временем сильно видоизменилась, это не только не оттолкнуло старую аудиторию, но и привлекло новых игроков в сообщество (Ritwik. 2022).
Вселенная игры и сюжет
Сюжеты проектов, относящихся к вселенной «Wolfenstein», связаны между собой: практически каждая часть франшизы освещает приключения Уильяма Джозефа Бласковица – американского агента, борющегося с нацистскими военными во времена Второй мировой войны. События игр разворачиваются в сеттинге альтернативной истории, при этом в выдуманном мире присутствуют элементы научной фантастики и фэнтези. Так, в проектах представлены развитые технологии, поэтому главному герою приходится бороться с суперсолдатами, роботами, дронами и другими изобретениями нацистов. Многие части франшизы содержат отсылки к мировой культуре.
История и франшизация
Первая часть франшизы, «Castle Wolfenstein», выпускалась на платформе Apple II, Atari 8-bit и Commodore 64 в 1981 г. Данный проект основан на американском военном фильме «Пушки острова Наварон» (англ. «The Guns of Navarone», 1961, режиссёр Дж. Л. Томпсон), благодаря которому возникли первоначальный замысел и сюжет. Другим источником вдохновения для зарождающейся серии стала аркадная игра-шутер «Berzerk» 1980 г. (Boardman. 1982). В ней подконтрольный персонаж перемещался по лабиринту, где на него нападали роботы. В итоге разработчиками было принято решение о создании проекта, который имел бы схожую концепцию, но врагами должны были выступать нацистские солдаты, а не человекоподобные машины. Изменилась основная цель игры, а уничтожение противников стало средством достижения результатов, а не самоцелью. Пользователи должны были ориентироваться в запутанных локациях и искать наилучший способ выбраться из лабиринта замка.
Работа над сиквелом – «Beyond Castle Wolfenstein» началась вскоре после выхода первой игры. Во время создания нового проекта разработчики столкнулись с тем, что выпуск проекта на ПК становился всё менее выгодным из-за распространения игровых консолей (Bernstein. 1985). «Beyond Castle Wolfenstein» выглядела устаревшей по сравнению с другими видеоиграми 1984 г., которые были выполнены в 8-битной графике. Геймплей практически не изменился. Как и в игре-предшественнице, пользователям необходимо выживать и искать предметы, при этом стараясь избегать встреч с нацистскими солдатами. Для обмана противников игроки могли предъявлять специальные пропуска. В случае неудачи пользователи вступали в бой или пытались скрыться в локации-лабиринте.
Создание «Wolfenstein 3D» началось в январе 1992 г. Изначально геймплей включал механики стелс, например необходимость скрываться от противников, использовать специальную униформу для маскировки, а также прятать тела противников. Однако сотрудники студии id Software, получившие права на разработку последующих игр франшизы, приняли решение сделать игровой процесс более энергичным. Исследование локаций стало активным за счёт постоянных боёв с противниками, что привлекало новую аудиторию (Lombardi. 1992). Разработка длилась четыре месяца, и «Wolfenstein 3D» была выпущена в мае 1992 г. на платформе SNES, Atari Jaguar, а позже портирована на Xbox, Xbox 360, PlayStation 3, ПК и iOS. Игровой процесс демонстрировался при помощи камеры с видом от первого лица. Проект разбит на уровни, для прохождения которых пользователям необходимо добраться до лифта, в то время как протагонисту мешают различные противники. Во время сражений игроки могут использовать любые найденные единицы оружия и боеприпасы, размещённые на уровнях.
Следующая часть серии, «Return to Castle Wolfenstein», издавалась в 2001 г. на платформах Xbox, PlayStation 2 и ПК. Она была анонсирована в январе 2000 г. и основывалась на фильме «Там, где гнездятся орлы» («Where Eagles Dare», 1968, режиссёр Б. Дж. Хаттон). Одна из локаций изображала «Омаха-бич» (англ. Omaha Beach – «пляж "Омаха"»), известный благодаря военной операции «Оверлорд», происходившей в реальной мировой истории. При прохождении уровней пользователям необходимо придерживаться различных тактик сражения. Так, одни миссии подразумевают использование оружия ближнего и дальнего боя, в то время как другие допускают только скрытное передвижение по локациям.
На фестивале E3 2002 г. новая компания-издатель Activision объявила о готовящемся дополнении к «Return to Castle Wolfenstein» (Sulic. 2002). Однако проблемы реализации двух режимов прохождения, одиночного и мультиплеера, привели к тому, что было принято решение о выпуске только многопользовательской части в качестве отдельного проекта – «Wolfenstein: Enemy Territory» (McNewserson. 2003). Новая часть франшизы вышла в свет в 2003 г. и бесплатно распространялась на ПК. В 2004 г. разработчики открыли доступ к исходному коду «Wolfenstein: Enemy Territory» в интересах развития сообщества. Благодаря этому пользователи смогли модифицировать игру, наполняя её необходимым для них контентом (Wolfenstein ET and RtCW Source Released). Геймплей проекта состоит из миссий, в выполнении которых принимают участие две команды игроков. Так, им необходимо сражаться друг с другом для захвата точек на карте, уничтожения объектов за определённое время или выполнения поставленных задач быстрее, чем это сделает противник. Существует шесть официально выпущенных карт, которые частично основаны на реально существовавших локациях или событиях прошлого, имевших место в Европе и Северной Африке.
Следующая часть франшизы, «Wolfenstein RPG», выпущена на мобильных платформах в 2008 г. Разработка игры «Wolfenstein RPG» потребовала немало времени, несмотря на объединённые усилия студий Id Software, Fountainhead Entertainment и EA Mobile. Итоговый проект во многом походил на «Wolfenstein 3D» (Martin. 2009) и основывался на технологиях, реализованных в ролевых играх «DOOM RPG» (2005) и «Orcs & Elves» (2006) (EA Mobile ... 2009). Геймплей «Wolfenstein RPG» состоит из поиска предметов, диалогов с неигровыми персонажами и сражений с различными противниками. Вдобавок представлены различные функции, свойственные ролевым играм.
Видеоигра «Wolfenstein» выпущена в 2009 г. и портирована на платформы Xbox 360, PlayStation 3 и ПК. Она демонстрировалась на фестивале E3 2009 г. (Anderson. 2010) и предназначалась для консольного рынка (Gilbert. 2009). Особенностью проекта стала гибридная система, сочетающая в себе использование сразу двух видов оружия и наличие неограниченных ресурсов, как в игре «Return to Castle Wolfenstein». Проект состоял из однопользовательского и многопользовательского режимов прохождения. Пользователи путешествуют по псевдооткрытому миру, разделённому на несколько карт. В каждой из частей находятся центры, в которых предоставляется доступ к заданиям на разных игровых этапах. Миссии запускаются при приближении к определённым проходам или границам локаций.
Видеоигра «Wolfenstein: The New Order» издана в 2014 г. на PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One и ПК. В 2009 г. компания ZeniMax media приобрела студию id Software и её интеллектуальную собственность. Так, права на франшизу перешли к новой компании, и осенью 2010 г. другая дочерняя структура ZeniMax – шведская студия MachineGames приступила к предварительной работе над «Wolfenstein: The New Order». О существовании нового проекта стало известно в 2013 г., когда компания Bethesda Softworks продемонстрировала трейлер будущей игры на фестивале E3 (Karmali. 2015). Геймплей «Wolfenstein: The New Order» состоит из сражений с противниками и изучения локаций. Новацией стало разделение индикатора здоровья на несколько сегментов. Каждый из них восстанавливается с течением времени, однако при полной потере одного из сегментов необходимо использовать специальные аптечки для нормализации состояния главного героя.
Новая часть франшизы, «Wolfenstein: The Old Blood», выпущена в 2015 г. на платформах PlayStation 4, Xbox One и ПК. Демонстрация проекта проходила во время фестиваля PAX East 2015 г. в Бостоне. Также издателем было объявлено о выпуске игры как в цифровом, так и в физическом формате – на носителях (Reilly. 2015). Геймплей «Wolfenstein: The Old Blood» включает в себя исследование локаций и сражения с противниками. Игроки могут применять огнестрельное оружие и взрывчатку для борьбы с врагами. Им доступны прыжки, короткие перебежки или преодоление расстояний вплавь для изучения окружения и понимания положения противников на территории. Пользовательский инвентарь не ограничен, поэтому игроки могут собирать всё встречаемое оружие и броню.
Следующая часть, «Wolfenstein II: The New Colossus», анонсирована на фестивале Е3 2016 г. (Goldfarb. 2016), а спустя год на E3 2017 г. демонстрировался трейлер будущего проекта (Osborn. 2017). Геймплей «Wolfenstein II: The New Colossus» схож с тем, который был представлен в предшествующих играх серии. Как и раньше, пользователям необходимо исследовать локации и сражаться с противниками для выполнения задач. Новой функцией стала модификация снаряжения при помощи комбинации его различных элементов.
Игра «Wolfenstein: Youngblood» была выпущена в 2019 г. на платформах PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch и ПК. Впервые она демонстрировалась на фестивале E3 2018 г. (Barnett. 2018; Sirani. 2019). Геймплей «Wolfenstein: Youngblood» состоит из исследования локаций и борьбы с противниками, а главными действующими лицами выступают дочери протагониста предыдущих игр серии. Важной частью игрового процесса является кооперативный режим, поскольку под контролем игрока находятся два персонажа. Игроки могут проходить миссии как друг с другом, так и с компаньоном, управляемым компьютером. Если состояние одной из главных героинь сильно ухудшается, то необходимо прийти ей на помощь до истечения таймера. Если их здоровье падает до нуля, миссия начинается сначала.
Видеоигра «Wolfenstein: Cyberpilot» вышла в 2019 г. на платформах HTC Vive и PlayStation VR. Проект стал первой частью серии, использующей технологию виртуальной реальности. «Wolfenstein: Cyberpilot» была анонсирована компанией-издателем Bethesda Softworks во время фестиваля E3 2018 г. (Statt. 2018). Геймплей «Wolfenstein: Cyberpilot» состоит из исследования локаций, поиска предметов и борьбы с противниками. Бо́льшая часть игрового процесса основана на взятии под контроль различных устройств: при помощи функции взлома пользователи захватывают роботов и дроны, чтобы в дальнейшем применять их против нацистских солдат и выполнять поставленные задачи по уничтожению вражеских баз.
Влияние и признание
«Wolfenstein» 2009 г. получила несколько сюжетных дополнений в виде графических романов. Так, в видеоформате были выпущены четыре тома комиксов: «Wolfenstein Video Graphic Novel Chapter 1: Wolfenstein 3D», «Wolfenstein Video Graphic Novel Chapter 2: Spear of Destiny», «Wolfenstein Video Graphic Novel Chapter 3: Return To Castle Wolfenstein» и «Wolfenstein Video Graphic Novel Chapter 4: Unveiled Power». Анимированные романы посвящены приключениям агента Уильяма Бласковица, происходившим до начала событий седьмой части франшизы, вышедшей в 2009 г.
Игры серии чаще всего позитивно оценивались критиками и игроками. Некоторые части франшизы приобрели культовый статус. Проекты неоднократно номинировались на престижные видеоигровые премии, такие как: Golden Joystick Awards, The Game Awards, D.I.C.E. Awards, BAFTA, Game Developers Choice Awards и др.