«Wolfenstein 3D»
«Wolfenstein 3D», третья часть серии видеоигр «Wolfenstein» в жанре шутера. Разработана студией id Software и издана совместно с компанией Apogee Software в 1992 г. Выпускалась для консолей SNES, Atari Jaguar, Xbox, Xbox 360, PlayStation 3, персональных компьютеров и мобильных устройств под управлением iOS. Считается прародителем жанра с демонстрацией геймплея с видом от первого лица.
История создания
Работа над «Wolfenstein 3D» началась в январе 1992 г. Планировалось, что проект будет близок по стилю к предыдущим играм серии. Изначально геймплей включал необходимость скрываться от противников, использовать специальную униформу для маскировки, а также прятать тела поверженных врагов. Однако сотрудники id Software решили сделать игровой процесс более энергичным. Так, исследование лабиринта стало динамичнее за счёт постоянных боёв с противниками, что привлекало новую аудиторию (Lombardi. 1992). Разработка завершилась спустя 4 месяца, и «Wolfenstein 3D» был выпущен в мае 1992 г.
Визуальное оформление «Wolfenstein 3D» выполнено в 2D- и 3D-графике. Игровой процесс демонстрировался при помощи камеры с видом от первого лица (Petersen. 1993). Вся работа над цифровым окружением и моделями персонажей выполнялась в программе Deluxe Paint II, написанной Б. Айверсоном – сотрудником компании Electronic Arts. Процесс создания мира и интерфейса игры оказался достаточно трудоёмким для небольшой команды разработчиков. Возникшие трудности были связаны с использованием иных палитр, которые задавались не привычными 24-битными значениями RGB, а индексами таблицы, содержащей 256 цветов. Кроме того, все составляющие проекта отрисовывались вручную при помощи компьютерной мыши, а сами графические ресурсы разделялись на 2 категории – элементы меню, а также самой игры или объёмных объектов (Sanglard. 2017). Уровни были представлены в 3D-перспективе, а враги и предметы были реализованы в виде 2D-изображений, представленных с нескольких заданных углов обзора.
Музыкальное сопровождение «Wolfenstein 3D» создано композитором Р. Принсом. Альбом «Wolfenstein 3D – Orchestral Soundtrack Re-Recording» вышел в ноябре 2015 г. в цифровом формате. В феврале 2019 г. студия Red Alert Records выпустила неофициальный сборник виниловых пластинок, содержащий записи игровых саундтреков.
Сюжет
Действие «Wolfenstein 3D» разворачивается в сеттинге альтернативного прошлого, во времена Второй мировой войны. Главный герой – американский шпион по имени Уильям Джозеф Бласковиц. До начала основного сюжета он оказывается захвачен в плен и доставлен на самые нижние уровни подземелий замка Вольфенштейн. Уильям убивает нацистского охранника, следящего за его камерой, и забирает у того пистолет и нож. Затем агент начинает преодолевать все этажи подземелий, чтобы выбраться из замка-тюрьмы. Убивая оставшихся солдат, он пробирается к выходу из крепости, где его поджидает глава службы охраны Ганс Гроссе. Одолев его, герой успешно сбегает из замка Вольфенштейн. После того как Уильям покидает подземелье, ему поручают сорвать операцию «Айзенфауст» (нем. Eisenfaust – железный кулак), которой руководит один из их ведущих нацистских учёных доктор Шаббс. Его основной целью является создание армии послушных супермутантов. Американский шпион вновь сражается с солдатами, достигает лаборатории и избавляется от безумного учёного. Завершив миссию, главный герой отправляется в бункер, расположенный в Берлине. На этот раз задачей Уильяма является убийство А. Гитлера и прекращение войны. В итоге, после уничтожения элитных войск фюрера, главный герой сталкивается с главнокомандующим и побеждает его.
Игровой процесс
Геймплей «Wolfenstein 3D» состоит в исследовании локаций и множестве сражений с противниками. Игра разбита на уровни, каждый из которых разделён на несколько зон. Чтобы перейти на следующий этап, пользователям необходимо добраться до лифта. В выполнении задач персонажу стараются помешать нацистские охранники, солдаты, натренированные собаки и другие противники. Во время многочисленных сражений игрок может использовать найденные единицы оружия и боеприпасы, размещённые на уровнях. Также функционал игры позволяет забирать ресурсы с трупов врагов. Снаряжение включает в себя оружие ближнего и дальнего боя: нож, пистолет, пулемёт и скорострельную цепную пушку. Помимо наличия боеприпасов, пользователям необходимо следить за уровнем здоровья основного персонажа. На его максимальном уровне счётчик отображает сто процентов, показатель снижается по мере получения главным героем урона от выстрелов и ударов противников. Если здоровье главного героя падает до нуля, он теряет одну жизнь и лишается большей части накопленного инвентаря. В его распоряжении остаются только нож, пистолет и восемь пуль. Каждый эпизод пользователи начинают с четырьмя жизнями, но при обнаружении на локациях специальных жетонов число жизней можно приумножить. Увеличить количество попыток прохождения также можно, заработав достаточное число очков. Пользователи набирают их по мере прохождения игры за убийство врагов, сбор сокровищ, разбросанных по уровням, открытие секретных локаций и завершение миссий за определённое время. Скрытые комнаты открываются путём активации определённых настенных плит. За обнаружение такого рода локаций пользователи часто вознаграждаются возможностью восстановить здоровье или пополнить запас боеприпасов.
Игра «Wolfenstein 3D» получила дополнение под названием «Nocturnal Missions». Оно содержало 3 сюжетных эпизода – приквела к основной игре. Пользователям, вновь игравшим за американского агента, предстояло избавиться от нескольких подданных фюрера, стоящих за созданием химического оружия.
В сентябре 1992 г. состоялся релиз ещё одного приквела игры – «Wolfenstein 3D: Spear of Destiny», разработанного id Software и изданного совместно с FormGen Corporation. Игра включала 18 основных уровней, а также 2 секретных этапа и отдельное сражение с боссом. По сюжету приквела А. Гитлер крадёт легендарное Копьё Судьбы из Версаля и отправляет его в замок Нюрнберг, чтобы овладеть сверхъестественной силой. Помешать фюреру должен известный игрокам вымышленный американский агент Уильям Джозеф Бласковиц.
«Wolfenstein 3D» был высоко оценён критиками и игроками с точки зрения действия игры (Shachtman. 2008), а также звука и визуальных эффектов (Lombardi. 1992). Игра обрела культовый статус и стала одним из проектов, положивших начало развитию 3D-шутеров от первого лица и предзнаменовавших появление видеоигры «Doom» в 1993 г. (Wild. 2017).