«Castle Wolfenstein»
«Castle Wolfenstein», видеоигра в жанре приключенческого экшена; первая игра в серии игр «Wolfenstein». Разработана и издана компанией Muse Software в 1981 г. Выпускалась на платформах Apple II, Atari 8-bit и Commodore 64. Проект считается одним из первых приключенческих экшенов с элементами стелса.
История создания
Игра «Castle Wolfenstein» была основана на американском военном фильме «Пушки острова Наварон» («The Guns of Navarone», 1961, режиссёр Дж. Ли Томпсон). Сюжет кинокартины повествовал о группе солдат, которые должны были пробраться в немецкий форт и взорвать расположенные в нём орудия. По аналогии с фильмом главной локацией игры стал замок, захваченный войсками рейха. Разработчики назвали его Вольфенштейн. Также разработчики вдохновлялись аркадной игрой-шутером «Berzerk» 1980 г. (Boardman. 1982). В ней подконтрольный игроку персонаж перемещался по лабиринту, заполненному множеством атакующих роботов. В итоге было принято решение о создании проекта, который имел бы схожую концепцию, но врагами вместо антропоморфных машин должны были выступать солдаты. Изменилась и задача игрока: уничтожение противников стало средством достижения результатов, а не целью. Теперь пользователи должны были ориентироваться в запутанных локациях и искать наилучший способ выбраться из лабиринта замка.
Визуальное оформление «Castle Wolfenstein» полностью выполнено в 2D-графике. Игровое окружение демонстрировалось с видом сверху при помощи неподвижной внутриигровой камеры. Наблюдаемое пространство ограничивалось одной статичной локацией, единым экраном (англ. single-screen), изменяющимся при переходе в другое помещение.
Аудиосопровождение «Castle Wolfenstein» состояло из механических звуков и фраз противников. Новинкой стало использование реальной речи. В основу технологии легло специальное программное обеспечение под названием «Apple-Lis’ner» и «Appletalker», разработанное Б. Бишопом в 1978 г. и усовершенствованное в 1980 г. создателями игры до звукового движка «The Voice», который поставлялся с библиотекой предварительно отобранных фонем (Dransfield. 2018). Синтезированный голос позволял воспроизводить фразы, что было использовано в финальной версии проекта.
Сюжет
Действие «Castle Wolfenstein» разворачивается во время Второй мировой войны в Европе. Главный герой схвачен солдатами немецкой армии и доставлен в замок Вольфенштейн в качестве пленника. Сокамерник протагониста передаёт ему пистолет, заряженный десятью пулями, и рассказывает о происходящем в штабе врага. Поведав главному герою о солдатах и опасности, которую они представляют, второй пленник умирает (Maher. 2012). Миссией протагониста становится обнаружение военных планов рейха и побег из замка Вольфенштейн (Warner. 1981).
Игровой процесс
Геймплей «Castle Wolfenstein» состоит из исследования локаций, поиска предметов и столкновений с противниками. Каждая игровая сессия отличается от предыдущей, поскольку происходит случайная генерация уровней. Перед началом прохождения алгоритм обрабатывает планы 64 этажей и создаёт упорядоченную карту, состоящую из нескольких десятков комнат замка. Поэтому расположение помещений всегда отличается, что делает повторные прохождения более разнообразными. Также существует восемь уровней сложности. Пользователи не могут выбирать их самостоятельно, но получают к ним доступ при успешном прохождении.
В достижении цели игрокам мешают противники, нападающие на подконтрольного персонажа. Существует два типа солдат-охранников: обычные и штурмовики СС, которые носят бронежилеты с отличительной эмблемой. Большинство противников реагирует только на выстрелы, взрыв гранат или на игрока без маскировки. Кроме того, они не покидают своих комнат. Штурмовики, в свою очередь, преследуют главного героя по всей территории замка и требуют больших усилий для обезвреживания (Wong. 2014). Так, для победы над ними необходимо использовать больше патронов или гранат. После убийства врага пользователи могут обыскать его тело, чтобы найти ключи или боеприпасы. Противники постоянно патрулируют территорию замка, что вынуждает игроков действовать с повышенной осторожностью и собирать все доступные предметы как можно быстрее. При этом пользователям необязательно убивать врагов для продвижения по локациям.
Игровой функционал позволяет потратить несколько выстрелов на открытие замка́ в случае отсутствия правильного ключа в инвентаре. В большинстве комнат встречаются сундуки, в которых могут находиться боеприпасы, пуленепробиваемый жилет или немецкая военная униформа. Специальная одежда помогает избежать мгновенного опознания пленника обычными солдатами и внезапной гибели при столкновении с ними. В некоторых случаях противник может узнать протагониста и в униформе. Он начнёт преследовать пользователя, но потеряет след через некоторое время. Пуленепробиваемый жилет помогает игрокам сохранить жизнь подконтрольного персонажа во время сражений. Однако данная часть снаряжения не способна спасти протагониста от гранат. Например, если пользователь обнаружит сундук со взрывным устройством, то главный герой погибнет, а замок Вольфенштейн будет разрушен.
Видеоигра «Castle Wolfenstein» положила начало жанру приключенческого экшена и геймплейной механики стелса. Кроме того, проект сделал шутеры более привлекательными для широкой аудитории игроков (Hindes. 2015).