id Software
id Software, американская компания-разработчик видеоигр, наиболее известная по шутерам от первого лица. Основана 1 февраля 1991 г. в г. Шривпорт (штат Луизиана, США) программистами Дж. Кармаком и Дж. Ромеро, гейм-дизайнером Т. Холлом и художником Э. Кармаком. С 2011 г. штаб-квартира id Software находится в Ричардсоне – пригороде г. Даллас (штат Техас). 24 июня 2009 г. студия утратила независимость, войдя в состав компании ZeniMax Media, которая, в свою очередь, в 2021 г. вошла в состав Microsoft (Remo. 2009).
Все основатели id Software ранее работали в компании Softdisk, которая занималась созданием дискетных журналов, цифровых игр и иного программного обеспечения. В качестве сотрудников Softdisk они участвовали в создании видеоигр – как в рамках рабочих задач («Dangerous Dave», 1988), так и в виде самостоятельных проектов, выполняемых в свободное время. Одним из таких сторонних проектов стала модификация игры «Super Mario Bros. 3» (1988) – «Dangerous Dave in Copyright Infringement» (2003), в которой Дж. Кармак применил разработанную им технологию, значительно улучшающую внешний вид и производительность сайд-скроллеров на персональных компьютерах. В 1990 г. Кармак вместе со своим однофамильцем Э. Кармаком, а также Т. Холлом и Дж. Ромеро в рамках неформального объединения Ideas from the Deep при поддержке издателя Apogee Software выпустили первую самостоятельную видеоигру для персональных компьютеров «Commander Keen in Invasion of the Vorticons». В этом платформере им удалось внедрить разработанные Дж. Кармаком технологии, что в совокупности с рядом удачных гейм-дизайнерских и эстетических решений позволило игре добиться большого успеха (Petersen. 1993. P. 57–58).
Коммерческий успех проекта «Commander Keen in Invasion of the Vorticons» убедил команду Ideas from the Deep в возможности создать собственную компанию по разработке видеоигр, благодаря чему возникла компания id Software (Does John Romero Still Enjoy … 1997. P. 8–12). В течение нескольких следующих лет id Software выпустила ряд видеоигр, которые не только стали коммерчески успешными, но и принесли компании всемирную известность. В 1992 г. вышел шутер от первого лица «Wolfenstein 3D», а в 1993 – «Doom», которые, хотя и не были первыми в своём жанре, стали для него эталонными и задали направление развития на многие годы вперёд. Термин «шутер от первого лица» в значительной мере обязан своим появлением игре «Doom». В середине 1990-х гг. её популярность привела к появлению большого числа игр, подражавших оригиналу или использовавших тот же движок. Игровая пресса называла такие проекты [в частности, «Heretic» (1994), «Hexen» (1995), «Star Wars: Dark Forces» (1995) и «Duke Nukem 3D» (1996)] «клоны Doom’а» (Doom-clones). В последующие годы появлялось всё больше игр, которые хотя и сохраняли сходство с «Doom», но значительно совершенствовали заданную им формулу и по многим параметрам его превосходили. Применять к ним негативно окрашенное определение «клон» стало неуместно, что привело к выработке нового жанрового наименования.
В течение 1990-х гг. id Software продолжала развивать франшизы «Commander Keen», «Wolfenstein» и «Doom», а также дала начало франшизе «Quake» (1996). В это же время произошёл и первый значимый раскол в команде: на фоне конфликтов, сопутствовавших разработке «Quake», её покинул Дж. Ромеро. К другим, пусть и менее известным, играм студии этого периода также относятся «Shadow Knights» (1991), «Hovertank 3D» (1991), «Tiles of the Dragon» (1992) и др. Компания id Software внесла заметный вклад в развитие игр на платформе Linux: с 1998 г. они начали портировать свои игры для компьютеров с операционными системами на базе Linux и стали первопроходцами в сфере коммерческой разработки игр для данной платформы (Shields. 2005).
В 2000-е гг. единственной новой франшизой id Software стала приключенческая ролевая игра «Orcs & Elves» (2006). В этот период компания активно осваивала рынок мобильных игр: в частности, помимо «Orcs & Elves» и её сиквела «Orcs & Elves II» (2007) для мобильных устройств, были выпущены игры «Doom RPG» (2005), «Wolfenstein RPG» (2008), «Doom II RPG» (2009) и др. В течение 2010-х гг. компания запустила новую франшизу «Rage» (2010) и продолжала развивать старые, выпустив «Quake Live» (2010), «Doom» (2016) и др. В 2013 г. компанию покинул последний из её основателей – Дж. Кармак.