Авторитет
Авторите́т (нем. Autorität, от лат. auctoritas – влияние, власть), влияние, оказываемое на убеждения и деятельность людей определённой личностью, группой или организацией. Обусловлен наличием у субъекта качеств (индивидуально-личностных, социально-психологических, организационно-управленческих и др.), которые воспринимаются окружающими особыми, возвышающими данное лицо или институт над ними. Признание людьми этих качеств даёт их обладателю формальное или неформальное право советовать, распоряжаться, командовать и тем самым делает людей склонными подчиняться ему.
Повиновение носителю авторитета достигается без применения силы и принуждения. Люди следуют его воле, считая это своим долгом или воспринимая как само собой разумеющееся. Падение авторитета в общественных институтах (семье, школе и др.) и государстве ведёт к их дезорганизации, создаёт опасность разрушения социальных связей. Потому политики, руководители, педагоги – все, кто работают с людьми и управляют ими, – стремятся приобрести авторитет и легитимировать свою власть.
Авторитет может выступать источником сохранения старых неэффективных форм взаимоотношения в обществе и антисоциальных явлений (криминальный авторитет, неуставные отношения в армии). Искусственное завышение авторитета лидера может привести к неограниченной власти и произволу с его стороны.
Авторитет государства
Ключевую роль в управлении обществом играет авторитет государства. На протяжении длительного времени повиновение государству обосновывалось доктриной божественного права.
Другое обоснование легитимности авторитета государства опирается на идею естественной субординации: необходимости одних людей и групп («низших») подчиняться другим («высшим») в силу природного неравенства между ними. На этой основе строится оправдание рабства, расизма, гендерного неравенства и обязанности добровольно подчиняться представителям государства. В этом ключе рассуждал Аристотель, считавший, что некоторые люди, особенно те, кто обладает «рабской природой», неспособны рационально осмыслить окружающую действительность и потому должны подчиняться другим ради своего собственного блага.
Необходимость повиновения государству может обосновываться превосходством одних людей над другими в знаниях и умениях. На этом основании Платон негативно относился к демократии, подчёркивая, что государством должны управлять только те, кто обладает соответствующими знаниями и квалификацией.
Типология авторитета М. Вебера
Наиболее распространённая классификация авторитета в политической науке была предложена М. Вебером. В зависимости от способов легитимации авторитета учёный различал его традиционный, харизматический и рационально-легальный типы. Традиционный авторитет обусловлен уважением людей к исторически сложившимся обычаям и традициям. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые; неподчинение им карается установленными в обществе санкциями. Этот вид авторитета преобладал на ранних этапах развития человеческого общества и проявлялся во власти старейшин, вождей, глав семей, монархов.
Харизматический авторитет формируется на основе экстраординарных качеств человека (харизмы), реальных или мнимых, выделявших его среди остальных членов социума. Харизматический лидер внушает веру в особый, часто сверхъестественный характер собственной миссии, поэтому он может не связывать себя правилами и ограничениями.
Рационально-легальный авторитет опирается на признание людьми формальных правил, установленных посредством общепризнанных процедур. Это авторитет должностных лиц; он связан с консенсусом по поводу законов и правил, которые воспринимаются как рациональные и справедливые. Этот вид авторитета почти полностью вытеснил традиционную власть и стал доминирующим видом авторитета в современном обществе.