Элитизм
Элити́зм, политическая теория, обосновывающая неизбежность концентрации политической власти в руках ограниченной группы людей – политической элиты, контролирующей ресурсы основных общественных институтов. Возникла как реакция на распространение идей марксизма, социализма и демократии в конце 19 – начале 20 вв.
Этапы становления
Первый (классический) этап в развитии теории элитизма представлен трудами В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса. В отличие от работ более ранних мыслителей (Платона, Н. Макиавелли и др.), где преобладали нормативные суждения о различных формах власти, в трудах классиков элитизма в центре внимания оказалась эмпирическая картина распределения власти в обществе. Претендуя на её научное объяснение, они сформулировали набор аргументов в пользу неизбежной концентрации политической власти в руках ограниченной группы людей: психологическое и интеллектуальное превосходство элиты над неэлитой, её сплочённость и организованность; неизбежная концентрация власти в любой бюрократической организации в силу необходимости иерархии и делегирования власти лидерам, обладающим специализированным знанием (т. н. железный закон олигархии Р. Михельса); апатичность и некомпетентность масс, их неспособность управлять собой.
Современный этап в развитии теории представлен демократическим элитизмом (Г. Бест, Т. Дай, Дж. Хигли), который рассматривает демократию в основном как процедуру легитимации власти элиты. При этом власть в демократическом обществе, в отличие от авторитарных, ограничена правовыми, политическими и моральными нормами, системой сдержек и противовесов и сложившимися традициями народовластия. Между различными группами внутри элиты имеет место конкуренция, осуществляющаяся по определённым правилам; доступ в элиту открыт для различных групп населения; обновление состава элиты носит динамичный характер.
Внутриэлитные отношения
По характеру внутриэлитных отношений различают (Дж. Хигли, Я. Пакульский и др.) консенсусно-единую, разъединённую и идеологически единую элиту. Консенсусно-единые элиты, сформировавшиеся в настоящее время в развитых демократических странах, открыто артикулируют свои различные позиции, а конфликты между ними разрешаются без насилия, на основе набора разделяемых правил. Разъединённые элиты прибегают к насилию во внутриэлитных конфликтах; относятся с глубоким недоверием друг к другу и не взаимодействуют между собой в преодолении раскола общества и политических кризисов, что препятствует нормальному функционированию демократических институтов. Идеологически единые элиты разделяют ценности господствующего политического режима, избегают дебатов в публичном пространстве, что ведёт к формированию однородной группы лидеров и отсутствию реальной политической конкуренции (характерно для авторитарных и тоталитарных режимов).
Ядро элиты
Ряд исследователей (Т. Дай, У. Домхофф) считают, что ядро элиты (т. е. группу лиц, пользующихся наибольшим влиянием) составляют руководители крупнейших корпораций, банков, инвестиционных компаний, которые обладают огромными экономическими ресурсами. Их доминирование осуществляется по нескольким каналам: управление организациями, участвующими в выработке политического курса и важнейших решений; лоббирование интересов различных групп элиты; отбор и поддержка кандидатов, претендующих на ключевые позиции в государстве; формирование общественного мнения с помощью СМИ. Государственные и правительственные организации осуществляют легитимацию политического курса, сформированного элитой; они действуют уже на финальной стадии процесса принятия решений, когда повестка сформулирована, лидеры выбраны, группы интересов активизированы и СМИ привлекли внимание к проблеме.
По мнению других исследователей (Т. Скочпол, П. Эванс), наиболее влиятельными членами элиты являются руководители государственных структур. Центром власти является государство, поскольку оно обладает монополией на легитимное использование силы, играет ключевую роль в защите страны от внешних угроз и имеет широкие полномочия в сфере регулирования экономики.