Государственный аппарат
Госуда́рственный аппара́т (англ. the machinery of government – аппарат государства), действующая иерархическая система государственных органов и должностных лиц, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Государственный аппарат представляет собой целостную систему государственных органов и государственных служащих (должностных лиц, чиновников). Целостность государственного аппарата достигается едиными принципами организации и деятельности, которые находятся в прямой зависимости от задач и функций государства. Государственный аппарат предназначен для выполнения возложенных на него задач и функций. Между функциями и государственным аппаратом имеется прямая взаимосвязь. Возможность осуществления возложенных на государственный аппарат функций обеспечивается государственно-властными полномочиями (компетенцией), имеющимися у органов государства. Государственный аппарат осуществляет свою деятельность на основе права, преимущественно в правовых формах.
Государственный аппарат является одним из элементов механизма государства. Под механизмом государства понимается взаимодействующая система государственных органов, должностных лиц и организаций, практически реализующих задачи и функции государства, обеспечиваемая материальными и экономическими средствами. В механизм государства помимо аппарата государства входят организации, не наделённые государственными властными полномочиями [государственные предприятия (оборонной промышленности, атомной энергетики и т. д.), и государственные учреждения (больницы, школы, музеи и т. д.]. Также составляющими механизма государства являются различные материальные и экономические средства, которые обеспечивают выполнение им функций и задач. В их число входят здания, сооружения, оборудование, государственный бюджет, ценные бумаги, золотовалютные запасы и т. д.
Государственный аппарат организован и действует на основании ряда основополагающих принципов. К таким основополагающим идеям в современных государствах относятся и формально закрепляются принципы: разделения властей, демократизма, законности, открытости и гласности, эффективности, субординации и координации, а также профессионализма. Данные исходные идеи зависят от политического режима, системы ценностей, существующих в обществе и государстве, материальных и экономических ресурсов, имеющихся у них в распоряжении, и т. д.
Долгое время государственный аппарат был неразвитым, входившие в него государственные органы не различались по составу и компетенции. Со временем государственный аппарат становился всё более сложным, в нем появлялись новые государственные органы, формировались все более сложные структуры. Государственный аппарат современного государства состоит из множества подсистем государственных органов и должностных лиц, функционирующих на различных уровнях организации государственной власти.
Структура государственного аппарата представляет собой систему функционирующих органов государства, которая выстраивается в соответствии с типом и формой государства. Единство и целостность организации государственного аппарата задаёт подсистема высших органов государственной власти, образующих форму правления в государстве.
В государствах с республиканской формой правления государственный аппарат, как правило, организован в соответствии с принципом разделения властей, согласно которому подсистему высших органов государственной власти составляют законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы государственной власти. Законодательные (представительные) органы государственной власти формируются путём выборов. Основу их полномочий составляет принятие актов высшей юридической силы – законов. Исполнительные органы государственной власти, как правило, формируются представительными органами государства, их основная задача – осуществлять и обеспечивать установленные законом предписания. Органы судебной власти обычно также формируются представительными органами государственной власти (в некоторых случаях совместно с исполнительными органами). Основной задачей судебных органов является разрешение возникающих споров на основе принятых законов. Аппарат государства сбалансирован путём наделения органов государства встречными по отношению друг к другу контрольно-надзорными полномочиями. Полученная в результате такого сочетания полномочий высшей подсистемы аппарата государства система сдержек и противовесов не позволяет злоупотреблять государственной властью органам государства и должностным лицам. В ряде государств, в которых реализован принцип разделения властей, отдельную разновидность высшей подсистемы аппарата государства составляют глава государства (президент), ряд контрольно-надзорных и совещательных государственных органов. Указанные государственные органы по своей правовой природе не относятся к законодательной, исполнительной и судебной властям. Их назначение состоит в придании ещё более совершенной субординации и координации аппарату государства. В частности, в дуалистической (смешанной) республике глава государства не входит ни в одну ветвь власти, а является гарантом исполнения законов, целостности государства, а также прав и свобод человека и гражданина (Россия, Франция, Португалия, Армения и др.). В государствах с республиканской формой правления можно выделить и контрольно-надзорные, и совещательные органы, входящие в аппарат государства. Данные государственные органы выполняют важные задачи проверки на предмет соответствия законам действий государственных органов и должностных лиц, а также консультативные (экспертные) функции. К контрольно-надзорным органам можно отнести Конституционный совет (Франция), Счётную палату (Россия, Бельгия), Прокуратуру (Россия, Армения) и др. К совещательным органам, например, относится Государственный совет (Россия, Португалия), Высший судебный совет (Армения) и т. д.
В государствах с монархической формой правления в подсистему высших органов государственной власти государственного аппарата входит монарх. В зависимости от разновидности монархии система государственного аппарата выстраивается по-разному. В связи с тем что в абсолютной монархии у монарха сосредоточена вся полнота власти, государственные органы не обладают полной самостоятельностью и обособленностью. Они, как правило, образуются при монархе и полностью подчинены его воле (например, Консультативная ассамблея в Саудовской Аравии). В государствах, относящихся к ограниченной монархии, государственные органы и должностные лица, напротив, обладают определенной самостоятельностью. Они структурно обособлены от монарха и, как правило, являются органами законодательной, исполнительной и судебной власти (Великобритания, Бельгия, Канада и др.).
В федеративных государствах госаппарат на нижестоящих уровнях (субъектов федерации), как правило, выстраивается по аналогии с порядком организации высших органов государства.
Государственный аппарат состоит из множества других подсистем, которые характеризуют относительно обособленные единицы его структуры. Так, в зависимости от характера осуществляемых полномочий выделяются две подсистемы госаппарата: управление и принуждение. По территориальному признаку выделяется совокупность органов, действующих на территории всего государства (Президент Республики – в Италии, Генеральные кортесы – в Испании, Совет министров – в Турции и т. д.) или в его отдельных территориальных единицах (губернаторы земель – в Австрии, земельные правительства – Германии, законодательные органы штатов – в США и т. д.). Выделяются подсистемы, выполняющие отдельные функции государства (функцию охраны правопорядка – министерство внутренних дел, функцию защиты страны от внешних захватчиков – министерство обороны, экономическую функцию – министерство экономики и др.), а также подсистемы, которые осуществляют одновременно несколько или все функции государства (правительство, парламент, президент, монарх и др.).
Особенность функционирования государственного аппарата в современных государствах проявляется в ряде общих тенденций. На сегодняшний день деятельность госаппарата становится всё более технологичной. Автоматизируются многие процессы осуществления государственных функций посредством т. н. системы «электронного правительства» («e-Government»). Данная система позволяет облегчить осуществление функционирования государственного аппарата по предоставлению государственных услуг гражданам и организациям, государственных закупок, электронного документооборота, получения информации о его деятельности и т. д. В различных вариантах «электронное правительство» реализовано практически во всех развитых государствах современности, в том числе и в России. В связи с этим всё меньше требуется участие государственных служащих при выполнении задач общества и государства. Деятельность госаппарата становится всё более эффективной, демократичной и открытой. Госаппарат всё более усложняется и разрастается, увеличивается количество выполняемых им задач и функций. В связи с этим увеличивается количество входящих в госаппарат органов и их структурных подразделений.
Государственный аппарат России в полной мере отражает современные тенденции, организован и действует в соответствии с общепринятыми принципами, которые закреплены в действующей Конституции РФ. Подсистема высших органов государственной власти России выстроена на основании принципа разделения властей. Органом законодательной (представительной) власти является Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат. Нижняя палата – Государственная Дума РФ, верхняя палата – Совет Федерации РФ. Исполнительный орган – Правительство РФ. Судебная система государственного аппарата представлена Верховным Судом и Конституционным Судом РФ. В высший уровень структуры госаппарата входит Президент РФ, который является гарантом Конституции РФ, основных прав и свобод человека и гражданина. Контрольно-надзорная подсистема госаппарата России представлена Прокуратурой РФ, Счётной палатой РФ, Центральным банком РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, Центральной избирательной комиссией РФ и другими органами.
Таким образом, государственный аппарат представляет собой основную часть механизма государства, которая посредством властных полномочий осуществляет задачи и функции государства.