Рассел Бертран
Ра́ссел Бе́ртран, Бертранд Артур Уильям Расселл (Bertrand Arthur William Russell) (18.5.1872, Треллех, Уэльс – 2.2.1970, Пенриндейдрайт, там же), британский философ, логик, математик, общественный деятель, совместно с Дж. Э. Муром один из основоположников аналитической философии; член Лондонского королевского общества (1908), президент Аристотелевского общества (1911). Внук лорда Дж. Рассела. Учился в Кембриджском университете (1890–1894), где затем преподавал (среди его учеников – Л. Витгенштейн); читал лекции в Лондонской школе экономики (1896), Гарвардском (1914), Чикагском (1938), Лос-Анджелесском (1939) университетах. В 1919 г. посетил Советскую Россию, в 1920–1921 гг. – Китай. Убеждённый пацифист, противник коммунизма и фашизма; за антивоенную деятельность дважды был заключён в тюрьму (1918, 1961). После Второй мировой войны 1939–1945 гг. совместно с А. Эйнштейном возглавил кампанию борьбы за ядерное разоружение, один из инициаторов Пагуошского движения.
В работах, посвящённых основаниям математики, Рассел под влиянием Дж. Пеано и независимо от Г. Фреге выдвинул программу построения математики как единой дедуктивной системы, исходящей из чисто логических принципов. Используя теорию множеств Г. Кантора, определял натуральные числа и фундаментальные понятия арифметики с помощью понятия множеств (классов). Обнаружив в 1901 г. в теории множеств парадокс, названный его именем, предложил для его преодоления теорию типов (иерархизация логико-математических понятий), расширенный вариант которой представлен в написанной совместно с А. Н. Уайтхедом работе «Principia mathematica» (vol. 1–3, 1910–1913; рус. пер. 2005–2006), ставшей ключевой для развития математической логики.
Усматривая в логике «сущность» философии, Рассел полагал, что философия должна начинаться с «анализа суждений», переводя проблематичные суждения, порождаемые неясностью и многозначностью естественного языка и являющиеся причинами философских заблуждений, в выражения с правильной логической формой. В статье «Об обозначении» (1905) Рассел сформулировал теорию дескрипций – обозначающих выражений («некий человек», «самая высокая гора»), которые в отличие от имён собственных не обладают самостоятельным значением и приобретают его только в контексте целого предложения. Анализ дескрипций позволил Расселу разрешить многие концептуальные затруднения, в частности устранить проблему пустых имён (обозначений того, что реально не существует) и показать ошибочность онтологического доказательства бытия Бога, где существование понимается как свойство объекта, тогда как Рассел настаивает на его логико-математическом истолковании как свойства определённых функций.
Сторонник эмпиризма, Рассел различал два вида знания – исходное «знание-знакомство», получаемое в актах непосредственного восприятия и обладающее достоверностью, и вторичное, производное «знание по описанию», к которому относится познание вещей физического мира, других людей и собственного Я. Имя применяется только к тому, с чем человек непосредственно знаком, а дескрипции используются для выражения знания, которое мы получаем от других или выводим из наших непосредственных восприятий.
Наряду с Л. Витгенштейном Рассел разработал вариант концепции логического атомизма. Согласно Расселу, существует корреляция между онтологической структурой реальности и логической структурой совершенного языка. Реальность в основном «отображают» «атомарные» предложения, в которых утверждается наличие у какой-либо конкретной вещи некоторого свойства («это белое») или говорится о наличии некоторого отношения между конкретными вещами («это больше того»). Истинность атомарных предложений обусловливается атомарными фактами, наряду с которыми Рассел признавал существование общих и отрицательных фактов. Истинность же молекулярных предложений, образуемых из атомарных при помощи связок «и», «или» и т. п., определяется как функция от истинности составляющих их атомарных предложений. Логическими «атомами» в онтологии Рассела выступают чувственные данные – как актуально воспринимаемые тем или иным человеком, так и неощущаемые «сенсибилии», которые лишь потенциально могут стать предметом восприятия.
Согласно предложенной Расселом концепции «нейтрального монизма» в работах «Анализ сознания» («The analysis of mind», 1921), «Очерк философии» («An outline of philosophy», 1927) и «Анализ материи» («The analysis of matter», 1927), реальность в своих предельных основаниях не является ни материальной, ни идеальной. Мир состоит из единого нейтрального «вещества», элементы которого могут стать психическими или физическими данными в зависимости от каузальных последовательностей, в которые они включаются. Сгруппированные по-разному, эти нейтральные элементы (называемые Расселом сначала ощущениями, затем перцептами), с одной стороны, образуют внешний физический объект, а с другой – служат ингредиентами индивидуального опыта, выступая, т. о., предметом изучения как физики, так и психологии. Однако, поскольку опыт обладает непосредственной данностью для человека, психология стоит «ближе к тому, что существует». В работе «Человеческое познание, его сфера и границы» («Human knowledge, its scope and limits», 1948, русский перевод 1957), посвящённой в целом исследованию «отношения между индивидуальным опытом и общим составом научного знания», Рассел допускал наличие у физических объектов качеств, отсутствующих в чувственном опыте.
Расселу принадлежит более 70 книг и 2 тыс. статей. Блестящий литературный стиль, остроумие, либерализм, сочетающийся с радикализмом и скептицизмом, принесли широкую популярность его сочинениям, среди которых 3-томная «История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней» («A history of western philosophy and its connection with political and social circumstances from the earliest times to the present day», 1945; сокращённый русский перевод 1959, исправленный перевод 1994), «Автобиография» (т. 1–3, 1967–1969) и др. В работах «Принципы социальной реконструкции» («Principles of social reconstruction», 1916), «Дороги к свободе» («Proposed roads to freedom: socialism, anarchism, and syndicalism», 1918), «Почему я не христианин» («Why I am not a Christian», 1927, русский перевод 1987), «Брак и мораль» («Marriage and morals», 1929, русский перевод 2004), «Завоевание счастья» («The conquest of happiness», 1930) и других работах Рассел обсуждал проблемы образования, роль религии, отношения между полами, вопросы войны, власти, свободы и др. В 1950 г. Рассел стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.