Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Уголо́вно-процессуа́льный ко́декс Росси́йской Федера́ции (УПК РФ), кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий правила, подлежащие применению при реализации норм уголовного права в ходе уголовного судопроизводства: возбуждения, предварительного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел в судах первой инстанции, а также при пересмотре судебных актов по уголовным делам в судах РФ и разрешении иных вопросов, связанных с их реализацией.
Действующий УПК РФ был принят Государственной Думой РФ 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. и вступил в силу 1 июля 2002 г. (за исключением ряда норм, связанных с постепенно проводимой судебной реформой, предполагающей введение суда присяжных и переход на судебный порядок санкционирования процессуальных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека).
Сфера регулирования
УПК РФ выступает в роли основного источника уголовно-процессуального права. Хотя отдельные нормы, касающиеся производства по уголовным делам, содержатся также в других федеральных и федеральных конституционных законах (например, федеральные конституционные законы от 7 февраля 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции»; от 30 мая 2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; от 30 января 2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»; федеральных законах от 12 августа 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 15 июля 1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 20 августа 2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 20 августа 2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», законах РФ от 26 июня 1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», от 17 января 1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» и др.), УПК РФ играет ведущую роль и по удельному весу в регулировании, и по значению.
В качестве основного назначения уголовного судопроизводства УПК РФ закрепляет защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. Закрепляются такие принципы судопроизводства, как разумный срок разбирательства, законность, осуществление правосудия только судом, независимость судей, уважение чести и достоинства личности, презумпция невиновности, состязательность сторон, обеспечение права на защиту и гарантий других конституционных прав.
Систематизация норм уголовно-процессуального права России: история и современность
УПК РФ стал результатом длительного и во многом противоречивого процесса становления российской модели уголовного судопроизводства. Систематизация российского уголовно-процессуального законодательства впервые состоялась в 1-й половине 19 в. с принятием 2-й книги 15-го тома «Свода законов Российской империи» (1832), зафиксировавшей сложившееся состояние т. н. дореформенного уголовного процесса, основанного на традиционной следственной (инквизиционной) модели, соответствовавшей западноевропейским (в частности, германским) образцам. Следствие и исполнение являлись прерогативой полиции, а суд рассматривал дело письменно, негласно и несостязательно, руководствуясь методологией формальной оценки доказательств. В этот период зародились некоторые институты, дошедшие и до современного уголовного процесса: выделение частного, частно-публичного и публичного порядков судопроизводства, закрепление перечня источников доказательств и т. д.
Существенным изменениям уголовный процесс подвергся в связи с Судебной реформой 1864 г. и утверждением Устава уголовного судопроизводства (1864), который стал первым российским уголовно-процессуальным кодексом, признаваемым специалистами одной из самых выдающихся кодификаций в отечественной истории. Устав 1864 г. закрепил множество исторически важных новшеств; заложил институциональные основы отечественного уголовного процесса; провозгласил такие важнейшие для современного уголовного процесса принципы, как независимость суда и следствия, состязательность судебного процесса, его гласность, устность и непосредственность, оценка доказательств по внутреннему убеждению и др. С определёнными изменениями Устав действовал до 1917 г. (формально – до 1918), став самым долговечным уголовно-процессуальным актом в истории России.
В первые годы советской власти в связи с отказом от применения дореволюционного законодательства уголовно-процессуальные нормы носили некодифицированный и во многом чрезвычайный характер. В этот период произошли отказ от суда присяжных с введением системы народных заседателей, отказ от апелляционной инстанции с сохранением только кассации и некоторые другие изменения, сохранившиеся вплоть до недавнего времени.
В советский период было принято 3 уголовно-процессуальных кодекса РСФСР: в 1922, 1923 (который скорее являлся новой редакцией УПК 1922) и в 1960 гг. В этих актах получила окончательное закрепление советская модель уголовного процесса с высокой ролью прокурора, которому было подчинено следствие, выделением сокращённых форм судебного разбирательства, ориентацией на «установление истины» как цель уголовного процесса, предполагающей активную роль судьи в установлении обстоятельств дела. При этом в 1930–1950-х гг. уголовно-процессуальное законодательство не было строго кодифицированным, поскольку по многим категориям уголовных дел, связанным с посягательством на политические и государственные институты, применялись особые режимы, установленные специальными нормативными актами.
После распада СССР начался активный процесс судебной реформы, затронувший и уголовно-процессуальное законодательство. До 1 июля 2002 г. продолжал действовать УПК РСФСР 1960 г., который подвергся в этот период существенным изменениям, связанным с расширением прав подозреваемых и обвиняемых, усилением роли состязательности и начинающимся возрождением суда присяжных. Кроме того, в этот период значительную роль для уголовно-процессуального права играли акты Конституционного Суда РФ, признававшие неконституционными нормы УПК РСФСР, которые предоставляли участникам уголовного процесса новые правомочия по обжалованию актов досудебного производства, и ограничивающие возможности принятия решений, ухудшающих их положение. Подходы, предлагаемые этими актами, во многом были восприняты при новой кодификации. В литературе преобразования уголовного процесса Конституционным Судом РФ были названы «тихой революцией» (Божьев. 2000. С. 10).
Подготовка новой кодификации уголовно-процессуального законодательства велась с 1992 г. Её параллельно осуществляли две группы, одна из которых действовала при Государственно-правовом управлении Администрации Президента РФ (ГПУ Администрации Президента), а другая при Министерстве юстиции РФ (Минюст России). Представленные в 1994 г. проекты УПК, подготовленные этими группами, существенно отличались друг от друга: проект ГПУ Администрации Президента предполагал радикальный переход к чисто состязательной модели уголовного процесса, а проект Минюста России был выдержан в духе преемственности с предыдущими актами и предполагал их умеренную модернизацию.
Первоначально в качестве основы для нового УПК был принят именно проект Минюста России, который прошёл согласования на межведомственном и международном уровнях и был подготовлен к принятию Государственной Думой РФ в 1999 г. Однако после выборов в Государственную Думу 1999 г. этот проект стал активно дорабатываться рабочими группами (парламентской и президентской), которые возглавляли Е. Б. Мизулина и Д. Н. Козак. Активное влияние на деятельность рабочих групп, как отмечают юристы М. Дж. Спенс и Л. В. Головко, оказывали дипломатические и экспертные организации США, чьи предложения нашли выражение в расширении действия принципа состязательности на все стадии уголовного процесса, в отказе от принципа материальной истины, во включении в российский уголовный процесс ограниченного варианта «сделок с правосудием» и др. (Spence. 2005. P. 11–12; Курс уголовного процесса. 2017. С. 172–173). Неоднозначно воспринимавшиеся российским научным сообществом, эти нововведения всё же вошли в окончательную редакцию УПК РФ, принятую и вступившую в силу.
На момент принятия УПК РФ состоял из 5 частей, 18 разделов, 55 глав и 473 статей. Кодекс также дополнялся обширным списком приложений, включавшим формы процессуальных документов (позже эти формы были из УПК исключены).
Ещё до момента вступления в силу УПК РФ в него начали вноситься поправки. Впоследствии существенные изменения потребовались также в связи с продолжающейся судебной реформой, с модернизациями, касающимися следственных органов, органов полиции и др. В 2007 г. прокуратура была лишена полномочий по процессуальному руководству следствием, что нашло окончательное выражение в выделении в 2011 г. Следственного комитета РФ как самостоятельного государственного органа. В 2010 г. была введена стадия апелляционного производства для всех уголовных дел (а не только для рассматриваемых мировыми судьями), кассационное разбирательство становится возможным только в отношении вступивших в законную силу судебных решений, а надзорное производство становится экстраординарной стадией процесса. В 2016 г. в связи с реформой суда присяжных расширена подсудность уголовных дел присяжным заседателям, изменена численность коллегий присяжных заседателей.
После принятия УПК РФ продолжал свою деятельность Конституционный Суд РФ по приведению законодательства и практики судебного разбирательства по уголовным делам в соответствие с нормами о конституционных правах человека и гражданина. Кроме того, законодатель учитывал практику Европейского суда по правам человека. По итогам принимаемых этими судебными органами решений были внесены изменения, касающиеся сроков уголовного судопроизводства, расширения прав участников процесса, сокращения применения заключения под стражу и замены этой меры пресечения альтернативными мерами, и другие поправки, направленные на обеспечение реализации в уголовном процессе прав и свобод человека и гражданина.
Отдельным направлением совершенствования уголовно-процессуального законодательства стало ускорение процессов судебного разбирательства за счёт расширения применения сокращённых его форм. Расширялась применимость гл. 40 УПК РФ, посвящённой особому порядку судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. В 2009 г. был введён институт досудебного соглашения о сотрудничестве (гл. 40.1 УПК РФ), а в 2013 г. – сокращённое дознание (гл. 32.1 УПК РФ).
Лишь в 2020 г. стало наблюдаться сворачивание этой тенденции: так, Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в статьи 314 и 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» запрещено применение особого порядка судебного разбирательства по делам о тяжких преступлениях, что значительно сократило число уголовных дел, рассматриваемых в таком порядке.
Наблюдается также тенденция к гуманизации уголовно-процессуального законодательства, сокращению применения наиболее репрессивных мер уголовно-процессуального принуждения, расширению оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования (например, в связи с возмещением ущерба и с применением судебного штрафа). Была предусмотрена новая мера процессуального принуждения в виде запрета определённых действий (ст. 105.1 УПК РФ), позволяющая сократить применение заключения под стражу. Кроме того, для защиты бизнеса от злоупотреблений были введены ограничения, связанные с возбуждением уголовных дел и доказыванием по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики.
Ведётся работа, связанная с правовым обеспечением цифровизации в сфере уголовного судопроизводства. Вводятся нормы, направленные на закрепление доказательственного статуса цифровой информации, использование в судопроизводстве электронных документов, видео-конференц-связи. Эта работа значительно активизировалась с 2020 г. в связи с ограничениями, вводившимися в период пандемии COVID-19. Перспективным направлением совершенствования уголовно-процессуального законодательства является регламентация использования новейших цифровых технологий, в частности искусственного интеллекта (Качалова. 2021. С. 183).
Содержание Уголовно-процессуального кодекса РФ
К 2023 г. структура отношений, регулируемых УПК РФ, выглядит следующим образом:
Часть 1 УПК РФ регламентирует общие положения, касающиеся установления принципов уголовного судопроизводства, процессуального положения участников уголовного процесса, доказательств и доказывания, мер процессуального принуждения, ходатайств и жалоб, процессуальных сроков и реабилитации.
Часть 2 УПК РФ описывает порядок досудебного производства по уголовному делу: возбуждения уголовного дела, общих условий предварительного расследования, осуществления предварительного следствия и дознания, отдельных процессуальных действий, порядок прекращения уголовного дела, направления уголовного дела прокурору для составления обвинительного заключения и передачи дела в суд.
Часть 3 УПК РФ регулирует порядок судебного производства в судах первой и апелляционной инстанций. Детализируются также особый порядок судебного разбирательства, особенности производства у мирового судьи и с участием присяжных заседателей. Определяется порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, пересмотром вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда в кассационном и надзорном порядке, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
Часть 4 УПК РФ устанавливает особенности осуществления уголовного судопроизводства по отдельным категориям дел и в отношении отдельных категорий лиц: несовершеннолетних, при назначении принудительных медицинских и иных мер уголовно-правового характера, не являющихся наказанием, в отношении лиц, пользующихся особой защитой.
Часть 5 УПК РФ посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Часть 6 УПК РФ определяет порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ следует классической континентальной «наполеоновской» модели кодификации уголовно-процессуального законодательства, предполагающей наличие самостоятельного кодифицированного акта, регулирующего исключительно вопросы судопроизводства по уголовным делам. Такая модель характерна для многих стран Европы, Африки, Азии, Латинской Америки.
Содержательно УПК РФ демонстрирует сочетание элементов различных уголовно-процессуальных моделей: континентальной, восходящей ещё к дореволюционному послереформенному уголовному процессу (находит выражение в конструировании институтов предварительного расследования следственных действий, привлечения в качестве обвиняемого, прокурорского надзора, рассмотрения дел профессиональным судьёй); советской, сохраняющей преемственность с УПК РСФСР 1960 г. (институты доказательств и доказывания, дознания и предварительного следствия); англосаксонской (высокая роль состязательности, отказ от установления материальной истины). Наличие противоречий между заимствованными из различных моделей элементами, многочисленные реформы, которым в период его действия подвергался УПК РФ, позволяют говорить, что уголовно-процессуальное законодательство России всё ещё находится в переходном процессе, что ему ещё предстоит найти оптимальную модель своего выражения.