Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации
Госуда́рственно-правово́е управле́ние Президе́нта Росси́йской Федера́ции, самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ, основными задачами которого является обеспечение деятельности Президента РФ по правовым вопросам, а также правовое обеспечение деятельности Администрации Президента РФ.
В ст. 1 Конституции РФ устанавливается, что Российская Федерация является правовым государством. Гарантом основного закона страны, а также прав и свобод человека и гражданина выступает глава государства, в связи с чем его деятельность, а также деятельность любого подразделения сформированной им Администрации Президента РФ и прежде всего Государственно-правового управления Президента РФ направлена на воплощение одного из важнейших принципов государства – верховенства права.
Государственно-правовое управление Президента РФ возглавляет помощник Президента РФ – начальник Управления. Он несёт ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей. С марта 2004 г. по настоящее время Управление возглавляет помощник Президента РФ – Брычёва Лариса Игоревна.
Деятельность Управления осуществляется по следующим основным направлениям:
содействие законотворческому процессу;
оформление подзаконных актов, подписываемых Президентом РФ;
оказание консультативной помощи Аппарату Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации по правовым вопросам.
Деятельность Управления, связанная с законотворческим процессом, обусловлена сразу несколькими обстоятельствами.
Во-первых, поскольку все принятые Государственной Думой Российской Федерации и одобренные Советом Федерации федеральные законы подписываются и обнародуются Президентом РФ, Управление на каждой стадии рассмотрения проектов федеральных законов даёт им соответствующую правовую оценку и составляет своё заключение. Президент РФ, в том числе на основании заключения Управления, может отклонить рассматриваемый федеральный закон.
Так, например, в соответствии с п. 69 Регламента Правительства РФ законопроекты, вносимые Правительством в Государственную Думу РФ, направляются Аппаратом Правительства РФ для согласования в Администрацию Президента РФ не позднее чем за 2 недели до рассмотрения их на заседании правительства. Поступивший законопроект рассматривается Управлением. При необходимости он может быть направлен на рассмотрение как в структурные подразделения Администрации Президента РФ, так и в различные органы государственной власти для выяснения их позиций по законопроекту. В зависимости от стадии рассмотрения законопроекта заключения Управления готовятся и направляются в Аппарат Правительства РФ, либо полномочному представителю Президента РФ в Государственной Думе, либо в адрес профильного комитета Государственной Думы.
Также следует отметить, что Президенту РФ в соответствии с Конституцией РФ принадлежит право законодательной инициативы (ст. 104). Таким образом, если законопроект вносится в Государственную Думу главой государства, Управлением может осуществляться подготовка данного проекта федерального закона.
Другое важное направление деятельности Управления – подготовка подзаконных нормативно-правовых актов, прежде всего указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Процесс рассмотрения и подготовки проектов актов главы государства во многом похож на подготовку проектов федеральных законов, вместе с тем разработка таких актов имеет свои особенности. Все представленные (например, Правительством РФ) проекты актов Президента РФ рассматриваются в Управлении, и по ним готовятся соответствующие заключения, в которых Управление высказывает свою позицию о соответствии рассматриваемых проектов Конституции РФ и федеральным законам. При отсутствии замечаний правового характера и получении соответствующих согласований каждый проект акта Президента РФ проходит лингвистическую экспертизу и редакторскую доработку.
Также Управлением рассматриваются проекты актов Правительства РФ, подготавливаемые во исполнение актов Президента РФ.
Помимо участия в законотворческом процессе, а также в разработке подзаконных нормативных правовых актов, Управление осуществляет и иную деятельность. Так, например, Управление готовит заключения на проекты межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации об их соответствии Конституции РФ и федеральным законам, осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.
Кроме того, Управление готовит ответы на поступившие обращения граждан и организаций, оказывает консультативную помощь Аппарату Правительства РФ, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации по правовым вопросам, осуществляет и иную деятельность, предусмотренную положением об Управлении.