Независимость Банка России
Незави́симость Ба́нка Росси́и, способность Центрального банка Российской Федерации (Банка России) самостоятельно выбирать и применять инструменты денежно-кредитной политики для выполнения своих функций и достижения целей денежно-кредитной политики в условиях ограниченного влияния Правительства Российской Федерации на действия и решения Центрального банка.
Экономическая политика в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации, а также Центральным банком РФ. Функции и задачи указанных органов в части экономической политики чётко распределены.
Ст. 75 Конституции Российской Федерации закреплён особый конституционно-правовой статус Банка России, определена основная функция Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля. Этой же статьёй закреплено уникальное право Банка России на денежную эмиссию.
При этом данные функции, как и другие функции и полномочия, возложенные на Банк России законодательно (например, функции и полномочия в сфере банковского надзора, организации национальной платёжной системы, надзора за некредитными финансовыми организациями и др.), он осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [абзац 2 ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Закон о Банке России)].
Независимость Центрального банка Российской Федерации, в частности, выражается в следующем:
полномочия, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Банка России, в том числе международными резервами Банка России, осуществляет сам Банк России в соответствии с целями и в порядке, установленным Законом о Банке России;
финансовая независимость Банка России обеспечивается тем, что все свои функции он реализует за счёт собственных доходов;
независимость Банка России также выражается в особом порядке назначения на должность и освобождения от должности председателя Банка России. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность председателя Банка России в Государственную думу представляет Президент Российской Федерации, который также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности председателя Банка России. В соответствии с п. «г» ст. 103 Конституции Российской Федерации Государственная дума назначает на должность и освобождает от должности председателя Банка России.
Одним из важнейших аспектов независимости Центрального банка Российской Федерации является его независимость в процессе принятия решений, в том числе по вопросам денежно-кредитной политики. Министерства и ведомства Российской Федерации и их должностные лица не должны прямо или косвенно оказывать какое-либо давление на политику центрального банка.
Принятие данного правового принципа при учреждении Банка России в 1990-е гг. 20 в. было продиктовано историческим опытом разных стран. Так, практика показала, что делегирование функции эмиссии денег правительству может привести к росту инфляции за счёт неконтролируемого роста денежной массы (например, при дефиците бюджета или необходимости финансирования крупного проекта государство может осуществить эмиссию, что приведет к росту инфляции и обесцениванию национальной валюты).
Более того, как показывают исследования (Приходина. 2001; Alessina. 1990; Cukierman. 1994), уровень инфляции в стране прямо зависит от степени независимости центрального банка: чем выше независимость монетарного регулятора, тем больше у него возможностей управлять инфляцией, обеспечивать стабильность цен, поддерживать устойчивость национальной валюты, банковской системы и финансовой системы страны в целом.
Ещё одним аспектом выражения независимого положения Банка России можно назвать осуществление им регулирования и надзора в банковской и финансовой системах страны. Надзорный орган должен быть независимым, чтобы обеспечить объективность и беспристрастность при принятии решений.
При этом необходимо подчеркнуть, что независимость вовсе не означает, что Центральный банк Российской Федерации проводит свою политику без оглядки на действия Правительства Российской Федерации и его финансово-экономического блока. Напротив, Банк России тесно взаимодействует со всеми органами государственной власти, осуществляющими управление в сфере экономики России, для достижения общих целей и задач, двигается в одной «сцепке» с ними.
Так, например, в целях принятия оптимальных и наиболее эффективных решений об уровне ключевой ставки Банк России стремится получить как можно более полное представление об актуальной экономической ситуации, в том числе об ожиданиях и оценках участников рынка.
Перед каждым заседанием совета директоров Банка России по денежно-кредитной политике проходят встречи с представителями Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. На них обсуждаются ключевые аспекты экономической ситуации, а также меры Правительства Российской Федерации в области макроэкономической политики и их влияние на прогноз Банка России. Для обсуждения отдельных вопросов эксперты Банка России могут проводить встречи с представителями других российских министерств и ведомств.
Представители Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации приглашаются на заседания совета директоров Банка России. Они могут давать комментарии по вопросам экономической политики в рамках компетенции своих ведомств (Решение Банка России по ключевой ставке: процесс подготовки и коммуникация // Кодификация.РФ].
Банк России ежегодно обсуждает вопросы денежно-кредитной политики на встречах с парламентариями во время представления в Государственную думу Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и Годового отчёта Банка России. Кроме того, руководители и эксперты Банка России регулярно участвуют в мероприятиях, проводимых Государственной думой в течение года.
Представители Банка России также участвуют в работе комитетов, рабочих групп по различным направлениям государственной политики для обеспечения взаимного учёта и согласованности мер, а также предоставляют экспертизу по экономическим вопросам. В 2022 г. данное взаимодействие расширилось для преодоления последствий значимых внешнеэкономических изменений (пункт «Взаимодействие денежно-кредитной политики с другими видами государственной политики» в проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 и на период 2024 и 2025).
Таким образом, положения Конституции РФ и Закона о Банке России позволяют говорить о самостоятельности Банка России, о наделении его значительным объёмом полномочий, позволяющих выполнять основную конституционную функцию – защиту и обеспечение устойчивости рубля. При этом Банк России действует согласованно с Правительством Российской Федерации.