Романс
Рома́нс (франц. romance, от позднелат. romanice, буквально – по-романски, на народном наречии), 1) жанр вокальной музыки на стихи испанского романса. Сложился в 15 в. Вокальные романсы знаменитого «Дворцового песенника» («Cancionero de Palacio» – 458 пьес разных жанров для исполнения профессиональными музыкантами при дворе; составлен в 1505–1520) – 3–4-голосные обработки одноголосных строфических песен в моноритмической (раннегомофонной) фактуре на серьёзные, как правило, лирико-драматические тексты (например, «Печальная Испания» и «Моя безмятежная свобода» Хуана дель Энсины). Романсы для голоса в сопровождении виуэлы – в сборнике «Учитель» Луиса де Милана (1536) и других виуэльных сборниках. К концу 16 в. в вокальном романсе появился рефрен; в стилистическом отношении такой романс в 17 в. неотличим от вильянсико.
2) С 18 в. в разных европейских традициях небольшое лирическое произведение (любовное, пасторальное и др.) в поэзии и вокальной (для голоса с инструментальным сопровождением) музыке. Испанское слово «романс» было воспринято первоначально во Франции в оригинальном значении, как лиро-эпическое стихотворение («Новый словарь Французской академии», 1718). Ж.-Ж. Руссо («Музыкальный словарь», 1768) зафиксировал новое (сложившееся предположительно также в испанской среде) понимание романса как «безыскусной мелодии – нежной, естественной, пасторальной» (Rousseau J. Dictionnaire de musique. Paris. 1768. P. 427); он же стал автором многих сочинений в этом стиле. Во французской музыке ведущие представители жанра: Ф.-Ж. Госсек, Э. Мегюль, Ф.-А. Буальдьё и др.
Из Франции романс перешёл в разные страны, где приобрёл свои специфические формы. В западноевропейской и русской поэзии романс – строфическое стихотворение со стихами средней длины, характерной напевной интонацией, без отчётливых жанровых признаков. К жанру романса обращались во Франции Ш. Мильвуа, Э. де Парни; «Романсы без слов» озаглавил свой сборник П. Верлен. Подзаголовок «романс» имеют стихотворения «Желание» В. А. Жуковского, «Под вечер, осенью ненастной» А. С. Пушкина.
Первый значительный немецкий композитор, положивший на музыку тексты романсов, – И. А. Хиллер (2 сборника «Романсов с мелодиями», 1762, 1767).
В России в последней четверти 18 в. романсом называли песню с французским текстом; значительную роль в распространении жанра сыграла французская опера-комик (романсы из опер П.-А. Монсиньи, А.-Э.-М. Гретри, Н. Далейрака составляли значительную часть репертуара домашнего музицирования аристократических кругов). Первые русские авторы романсов – Д. С. Бортнянский, О. А. Козловский. В начале 19 в. под словом «романс» стали понимать любое камерное сочинение для голоса с сопровождением клавира, гитары. Оригинальный жанр – предшественник русского бытового романса – «российская песня». В творчестве А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова на основе бытового романса формировалась русская романсовая классика.
В 19–20 вв. романс занял одно из важнейших мест в отечественной музыке, причём внутри традиции выработалось разделение понятий романса и песни (последняя нередко содержит элемент театрализации, опирается на фольклор). Крупнейшие авторы «романсов и песен»: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский (ему принадлежат и тексты ряда песен), П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, Н. К. Метнер, А. Н. Александров, Г. В. Свиридов и др. Традиция русского бытового романса сохранилась до начала 21 в. в виде т. н. цыганского романса, анонимного народного романса, повлияла также на современную авторскую песню.
В опере романс – нередко разновидность арии (романс Антониды в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, романс Неморино в опере «Любовный напиток» Г. Доницетти). Романсом иногда называют инструментальные пьесы лирического характера (романс из музыки Д. Д. Шостаковича к фильму «Овод»).