Оперная студия-театр имени народного артиста Республики К. С. Станиславского
О́перная сту́дия-теа́тр и́мени наро́дного арти́ста Респу́блики К. С. Станисла́вского (Государственная оперная студия-театр имени народного артиста Республики К. С. Станиславского), образовательная организация (Москва). Существовала с конца 1926 по 1928 гг.
Создана путём преобразования Оперной студии имени народного артиста Республики К. С. Станиславского. Находилась в ведении Управления государственными академическими театрами Наркомпроса. Работала в помещении бывшего Дмитровского театра по адресу: Большая Дмитровка, дом 17. Правление студии оставалось в том же составе, что и в период деятельности её предшественницы: К. С. Станиславский (председатель), Ф. Д. Остроградский (заместитель председателя), Ф. К. Лехт, П. П. Китаев, А. В. Полянский, П. И. Румянцев (члены Правления). 24 января 1928 г. президиумом коллегии Наркомпроса утверждён состав художественного совета: Станиславский (председатель), В. В. Залесская (секретарь), Ф. Д. Остроградский, П. П. Китаев, П. И. Румянцев, А. В. Полянский, В. И. Сук, К. Ф. Брауэр, М. Н. Жуков, Е. И. Збруева, М. Г. Гукова, В. Р. Петров, Б. И. Вершилов, 3. С. Соколова, В. С. Алексеев, А. А. Поспехин, М. С. Гольдина, М. Л. Мельтцер, С. С. Смирнов, Ф. Н. Петров, Л. В. Собинов, М. И. Прудкин, В. П. Протопопова, Н. А. Семашко, Ф. К. Лехт, В. М. Беляев, Л. Е. Фейнберг. Заведующий музыкальной частью и главный дирижёр – Сук, руководители вокальной части – Гукова, Збруева, В. Р. Петров, дирижёры – Брауэр, Жуков, режиссёры – Соколова, Алексеев, Мельтцер, Залесская, хормейстер – К. П. Виноградов, художник – В. А. Симов, руководитель постановочной частью – Ю. А. Бахрушин.
28 ноября 1926 г. состоялось открытие сезона оперой Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (постановка Станиславского и Алексеева, режиссёры Алексеев, Соколова и Залесская, музыкальный руководитель Сук, дирижер Жуков, хормейстер К. П. Виноградов, художник Симов). Спектакль имел большой успех и показал возможности молодого театра работать с «большой» оперой. Рецензенты писали о полном преодолении старых оперных традиций, утверждали, что спектакль «прокладывает и новые пути, закладывает первый камень "художественного оперного театра". …Это спектакль в духе художественного психологического реализма, исчерпанного, быть может, до конца драматическим театром, но в опере составляющего новую эру, новую отправную точку работы» (Богуславский С. «Царская невеста» в оперной студии К. С. Станиславского // Известия. 1926. 30 ноября. Цит. по: Виноградская. Т. 3. С. 588).
24 декабря 1926 г. состоялось первое представление оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (постановка Станиславского и Соколовой, музыкальный руководитель Сук, режиссёры Залесская, Соколова, Мельтцер, дирижёр Жуков, художник Б. А. Матрунин). 4 января 1927 г. Станиславский присутствовал на спектакле и после просмотра записал в дневнике спектаклей студии: «В первый раз видел "Онегина" на большой сцене, а не в комнате Леонтьевского переулка. Должен признаться, я ожидал, что будет хуже. Спектакль поставлен старательно. Видно, что все лица, выпускавшие его, относились к нему любовно и делали всё, что могли и что позволяет наша "касса"» (цит. по: Виноградская. Т. 4. 1976. С. 5). При руководстве Станиславского были осуществлены постановки опер: «Тайный брак» Д. Чимарозы (22 января 1927, постановка Соколовой, режиссёры Алексеев, Залесская, Мельтцер, художник А. М. Кравченко), «Богема» Дж. Пуччини (12 апреля 1927, постановка Алексеева, режиссёры Залесская и Алексеев, дирижёр Брауэр, хормейстер К. П. Виноградов, художник Симов), «Майская ночь» Римского-Корсакова (19 января 1928, постановка Алексеева, режиссёры В. Ф. Виноградов и Залесская, дирижёр Сук, художник М. И. Курилко). В сезон 1927/1928 велись подготовительные работы к постановкам опер «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского. В 1-й половине 1928 г. состоялись выездные спектакли в клубе имени Октябрьской революции Московско-Казанской железной дороги, в конце апреля – начале мая – гастроли в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Вместе с Оперной студией-театром имени Станиславского в том же помещении на Большой Дмитровке работала Музыкальная студия имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко, которая в 1926 г. также получила статус государственного театра. Труппы выступали и репетировали поочерёдно. Для координации их деятельности в конце 1926 – начале 1927 гг. была создана Объединённая дирекция под руководством Лехта.
Во 2-й половине 1928 г. Государственная оперная студия-театр имени народного артиста Республики К. С. Станиславского преобразована в Государственный оперный театр имени народного артиста Республики К. С. Станиславского (см. в статье Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).