Сетов Иосиф Яковлевич
Се́тов Ио́сиф Я́ковлевич (настоящая фамилия Сетгофер-Сетгоф) [24.12.1826 (5.1.1827), Москва – 26.12.1893 (7.1.1894), Киев], российский оперный певец (тенор), режиссёр, антрепренёр, педагог.
Из семьи венгерского происхождения. Обучался пению в Неаполе, Флоренции и Париже (у М. Бордоньи). Выступал на сценах оперных театров Ареццо, Милана, Парижа. В 1855–1864 гг. солист Императорских театров в Санкт-Петербурге, дебютировал в партии Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти); пел преимущественно в операх европейских композиторов, среди партий: Дженнаро («Лукреция Борджиа» Доницетти, 1855, Мариинский театр), Мазаньелло («Немая из Портичи» Д.-Ф.-Э. Обера, 1857, Театр-цирк), Фентон («Виндзорские кумушки» О. Николаи) и Манрико («Трубадур» Дж. Верди; обе – 1859, Александринский театр), Рауль («Гугеноты» Дж. Мейербера, 1862, Мариинский театр; одна из лучших партий певца). В 1868–1872 гг. режиссёр Мариинского театра.
В 1864–1868 гг. солист московского Большого театра (одновременно с 1867 старший режиссёр). Первый в Большом театре исполнитель партий в операх «Юдифь» А. Н. Серова (Ахиор, 1865; одна из лучших партий певца), «Мазепа» Б. А. Фитингоф-Шеля (заглавная партия), «Индра» Ф. фон Флотова (Король Португалии), «Гугеноты» Дж. Мейербера (Рауль; все – 1866), «Дети степей, или Украинские цыгане» А. Г. Рубинштейна (Ваня, 1867). Участник новых постановок опер «Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера (заглавная партия, 1864), «Палермские бандиты» («Немая из Портичи») Обера (Мазаньелло), «Жидовка» Ф. Галеви (Элеазар; обе – 1865). Среди других партий: Эльвио («Сомнамбула» В. Беллини), Роберт («Роберт-дьявол» Мейербера). Обладал небольшим, несколько гортанно звучащим голосом, что компенсировалось артистизмом, сценическим темпераментом, прекрасной вокальной техникой.
С 1874 г. Сетов содержал антрепризы в Саратове, Симбирске (ныне Ульяновск), Смоленске, Сызрани, Тамбове, Таганроге, Томске, Уфе, Харькове, Царицыне (ныне Волгоград), Ярославле, наиболее известные – в Киеве, Санкт-Петербурге, Москве, Одессе. Дольше других антреприза Сетова просуществовала в Киеве (1874–1893), ею были поставлены оперы «Опричник» П. И. Чайковского (1874), «Страшный двор» С. Монюшко (вероятно, 1874, впервые в России), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1892), «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Рогнеда» А. Н. Серова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур» и «Риголетто» Дж. Верди, «Галька» Монюшко, «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Жидовка» Ф. Галеви и др. В его антрепризах пели выдающиеся отечественные певцы, среди них: Ф. И. Стравинский, Е. А. Лавровская, Е. П. Кадмина. К деятельности Сетова с одобрением относились Чайковский и Серов.
Автор небольших пьес и романсов.
Преподавал в консерваториях – Санкт-Петербургской, затем в Московской (1866–1868, профессор сольного пения и декламации), позднее – в Петербургском театральном училище.
В переводе Сетова в Большом театре поставлена опера «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (1903).