Оперная студия имени народного артиста Республики К. С. Станиславского (1924–1926)
О́перная сту́дия и́мени наро́дного арти́ста Респу́блики К. С. Станисла́вского (Государственная оперная студия имени народного артиста Республики К. С. Станиславского), образовательная организация (Москва). Существовала с 1 февраля 1924 до конца 1926 гг.
Создана путём преобразования Оперной студии Большого театра, окончательно отделившейся от Большого театра. Находилась в ведении художественного отдела Главнауки Наркомпроса. До возвращения К. С. Станиславского из заграничной поездки в 1924 г. обязанности заведующего студией выполнял А. В. Богданович, художественными руководителями оставались З. С. Соколова и В. С. Алексеев, главным режиссёром – Б. М. Сушкевич (все они занимали эти должности в Оперной студии Большого театра с 1922). Под руководством Соколовой и Алексеева за это время была подготовлена к постановке опера «Тайный брак» Д. Чимарозы.
8 августа 1924 г. Станиславский вернулся в Москву и в начале октября приступил к налаживанию работы: провёл реорганизацию студии, установил репертуар, прослушал поступивших певцов и начал с ними занятия.
1 ноября 1924 г. приказом Главнауки Наркомпроса была утверждена дирекция студии в составе директора К. С. Станиславского, заместителя директора Ф. Д. Остроградского и члена дирекции П. И. Новицкого. В целях материальной поддержки и всемерного содействия студии по инициативе Остроградского весной 1925 г. было организовано Общество друзей оперной студии под председательством Н. А. Семашко. Студия существовала на членские взносы и пожертвования. Музыкальным руководителем студии стал В. И. Сук, постановочной частью руководил Ю. А. Бахрушин, в состав преподавателей включены Е. И. Збруева и В. Р. Петров (вокал), А. А. Маркович (пластика), дирижёры Л. Н. Миронов и И. Н. Соколов.
Из-за отсутствия подходящего помещения для открытых выступлений в сезоны 1924/1925 и 1925/1926 в студии велись репетиции опер, уже находившихся в репертуаре («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Вертер» Ж. Массне), шла подготовительная работа над операми «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Девушка с Запада» и «Богема» Дж. Пуччини, «Заза» Р. Леонкавалло, «Тайный брак» Д. Чимарозы, а также водевилями «Слабая струна», «66» и «Тайна женщины». В помещении студии в Леонтьевском переулке (дом 6, ныне Мемориальный дом-музей К. С. Станиславского, филиал Музея Московского Художественного академического театра) проходили спектакли «Евгений Онегин», 5 апреля 1925 г. была дана премьера оперы «Тайный брак» (постановка Соколовой, дирижёры К. Ф. Брауэр, затем К. П. Виноградов, Л. Ф. Худолей, художник А. М. Кравченко).
В октябре 1926 г. Станиславский ходатайствовал перед Главнаукой Наркомпроса о пересмотре административно-хозяйственного управления студии. В результате было создано правление в составе: К. С. Станиславский (председатель), Ф. Д. Остроградский (заместитель председателя), Ф. К. Лехт, П. П. Китаев, А. В. Полянский, П. И. Румянцев (члены правления). Станиславский оставлял за собой и художественное руководство.
Совместным постановлением Совнаркома от 16 июля 1926 г. и Президиума ВЦИК от 16 августа 1926 г. Оперной студии Станиславского совместно с Музыкальной студией Вл. И. Немировича-Данченко было предоставлено помещение Дмитровского театра по адресу: Большая Дмитровка, дом 17.
В конце 1926 г. Государственная оперная студия имени народного артиста Республики К. С. Станиславского преобразована в Государственную оперную студию-театр имени народного артиста Республики К. С. Станиславского.