Неграждане
Негра́ждане, лица, не признанные имеющими эффективные связи со страной, в которой они находятся.
Институт гражданства отражает эффективную правовую связь между государством и человеком. Как правило, международное публичное право оставляет в компетенции каждого государства возможность определять, кто отвечает тем или иным условиям для того, чтобы быть гражданином. Обычно гражданство может приобретаться в силу рождения в стране; в силу рождения от родителя, который является гражданином страны; в силу натурализации или сочетания этих подходов.
К негражданам относятся беженцы, мигранты, просители убежища, лица без гражданства и др. Государства могут проводить различие между гражданами и негражданами применительно к политическим правам, а также к свободе передвижения (Права неграждан. 2006).
Понятие «неграждане» не закреплено в российском законодательстве, при этом используется в международных документах и нормативных правовых актах других стран. Так, к примеру, в п. 2 ст. 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г. закреплено, что «настоящая Конвенция не применяется к различиям, исключениям, ограничениям или предпочтениям, которые государства – участники настоящей Конвенции проводят или делают между гражданами и негражданами».
Неграждане (наряду с гражданами) обладают следующими основными правами и свободами:
право на защиту от принудительного возвращения или депортации в страну, где они могут быть подвергнуты преследованию или грубому нарушению их прав;
право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства (если неграждане на законном основании находятся на территории какого–либо государства);
право на защиту от произвольной высылки (негражданин может быть выслан лишь в ту страну, которая соглашается принять его, и должен получить разрешение выехать в эту страну);
право на свободу мысли и совести, а также право придерживаться своего мнения и выражать его;
право на защиту от произвольного вмешательства в частную и семейную жизнь, от посягательств на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции и др.
Важными являются гражданские и политические права неграждан:
право на признание и равную защиту перед законом;
право приобретать, сохранять и передавать гражданство (государства должны принимать эффективные меры с целью обеспечения для неграждан права на получение гражданства без какой-либо дискриминации);
право на защиту от дискриминации по признаку пола и др.
Существенное значение имеют экономические, социальные и культурные права неграждан:
право пользоваться достояниями своей культуры, исповедовать свою религию и исполнять её обряды, а также использовать родной язык;
право на охрану здоровья, образование, жилище, минимальный жизненный уровень и социальное обеспечение и др.
При этом зачастую наблюдаются существенные различия между теми правами, которые гарантированы негражданам международными нормами, и правами, установленными внутренним законодательством некоторых стран. К примеру, в Латвии даже само понятие «неграждане» (латыш. nepilsoņi) интерпретируется по-другому (скорее, в дискриминационном контексте), а лица, признанные негражданами, сталкиваются с определёнными трудностями в осуществлении своих социальных и экономических прав, особенно права на труд, охрану здоровья и др.
Юридическим основанием появления этой категории людей (с особым правовым статусом) в Латвии послужило решение Верховного Совета Латвийской Республики от 15 октября 1991 г. «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации», согласно которому гражданство Латвии было признано не за всеми жителями страны, а только за гражданами довоенной Латвийской Республики и их потомками. Затем такая позиция была закреплена в законе Латвийской Республики от 12 апреля 1995 г. «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства». В настоящее время неграждане в Латвии – это лица, принадлежащие к Латвийской Республике, которые имеют выданный государством специальный паспорт (а не лица без гражданства, мигранты и т. д., как это следует из международной трактовки данного понятия). Соответственно, такой подход для международного права не характерен. В п. 15 решения Конституционного суда Латвийской Республики от 7 марта 2005 г. по делу № 2004-15-0106 указано, что «…возникла новая, ранее неизвестная международному праву категория лиц – неграждане Латвии. Неграждане Латвии не подлежат приравниванию ни к одному из установленных международно-правовыми актами статусов физического лица, потому что установленный для неграждан объём прав не соответствует полностью ни одному из этих статусов. Неграждане Латвии не могут считаться ни гражданами, ни иностранцами, ни также лицами без подданства, а лицами с "особым правовым статусом"». Неграждане в Латвии остались лишёнными избирательного права (см. также Пассивное избирательное право), а также ограниченными в праве занятия руководящих должностей и выбора профессии, основания религиозных общин, владения крупной собственностью, участия в приватизации. При этом в ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. закреплено, что «все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».
Понятие «неграждане» используется и в законодательстве других стран (к примеру, в Эстонии).
В настоящее время необходимо приведение всеми государствами своего законодательства в соответствие международным нормам, а также осуществление внутригосударственных мер по сокращению такой группы населения, как неграждане.