Ильенков Эвальд Васильевич
Илье́нков Э́вальд Васи́льевич (18.2.1924, Смоленск – 21.3.1979, Москва), советский философ, оставивший ценное наследие в самых разных областях: теории и истории диалектики, философии психологии, философии педагогики, эстетики и др. Публицист; участник Великой Отечественной войны. Идеи Ильенкова оказали влияние не только на философию, но и на такие научные дисциплины, как психология и педагогика, а также вызвали отклик у ряда современных философов США, Канады, Германии, Финляндии и других стран. На сегодняшний день ильенковская школа в философии объединяет не только исследователей в России, но и в Казахстане и на Украине.
Ильенков родился в семье писателя Василия Павловича Ильенкова и учительницы Елизаветы Ильиничны Ильенковой. После переезда в Москву семья Ильенковых получила квартиру в знаменитом писательском доме в центре Москвы, на углу Камергерского переулка и улицы Тверской. В сентябре 1941 г., после окончания средней школы, Ильенков поступил на философский факультет Московского института философии и литературы (МИФЛИ). Позже, осенью этого же года, вместе с институтом эвакуировался в Ашхабад, где продолжил учёбу в МГУ, в состав которого с декабря 1941 г. вошли все факультеты МИФЛИ. В августе 1942 г. призван в армию и направлен в Одесское артиллерийское училище имени М. В. Фрунзе в посёлке Сухой Лог Свердловской области. Окончив училище в звании младшего лейтенанта, Ильенков был направлен на Западный фронт. Командовал артиллерийским взводом, победу встретил в Берлине. За участие в боях награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями. В августе 1945 г. откомандирован в Москву для работы литературным сотрудником в артиллерийском отделе газеты «Красная звезда». В январе 1946 г. демобилизовался и вернулся к учёбе на философском факультете МГУ. Окончил обучение на факультете в 1950 г., был рекомендован в аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии. В сентябре 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса "К критике политической экономии"» (научный руководитель – профессор Т. И. Ойзерман). Уже в своей кандидатской диссертации Ильенков сформулировал некоторые свои идеи, в дальнейшем более полно выраженные им в сделавшей его известным книге «Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса» (1960). В 1954–1955 гг. в результате «дела гносеологов» Ильенкова, который после окончания аспирантуры и защиты кандидатской был принят на работу на философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, вместе с его соавтором – В. И. Коровиковым изгнали с факультета за тезисы о предмете философии «К вопросу о взаимосвязи философии и знаний о природе и обществе в процессе их исторического развития». Авторы отстаивали позицию, что философия не может решать проблемы специальных наук, поскольку её предметом является не мир, а мышление и история познания мира, его закономерностей, что философия – это наука о научном мышлении, его законах и формах. Тезисы воспринимаются как вызов тогдашней официозной догматической философии. Ильенков был обвинён в гегельянстве и изгнан из МГУ как основного места работы (но ему было оставлено право работать в МГУ по совместительству). С того времени и вплоть до смерти он работал в Институте философии Академии наук СССР, в секторе диалектического материализма (с 1969 им заведовал друг Ильенкова – В. А. Лекторский). В 1960 г. вышла первая книга Ильенкова «Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса». Она была переведена на итальянский (1961), японский (1969), немецкий (1976) языки, полностью издана в Югославии, а частично – в Мексике и во Франции. В 1973 г. был подготовлен её перевод в Чили, но в результате свержения марксистского правительства С. Альенде издание этой книги сделалось там невозможным. Первоначально книга называлась «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении», но её текст по настоянию руководства Института философии был сильно изменён и сокращён на треть (были убраны историко-философские разделы, а также фрагменты, трактующие соотношение диалектики и формальной логики). Тематика книги претерпела серьёзное сужение, отсюда и изменение названия данного труда. Тем не менее в книге Ильенкову удалось выразить свои главные, новаторские для того времени идеи. Отныне он прочно воспринимается как один из ведущих лидеров молодого поколения философов-новаторов в СССР, т. н. творческих марксистов. У Ильенкова появились ученики, начинает складываться школа Ильенкова. Для него, прежде всего, было характерно стремление вернуться к подлинному Марксу, Марксу «Капитала», в котором ему, как считал Ильенков, удалось применить подлинно научную философскую методологию в рамках одной лишь науки – политической экономии капитализма. Настоятельную и первоочередную задачу советской философии Ильенков видел в том, чтобы извлечь научно-философский метод Маркса из исследовательской логики «Капитала», представить его в обнажённом ясном виде, а затем применять в других науках и развивать их. Однако такое применение и развитие наук на подлинно научной основе Ильенков понимал не как абстрактное руководство другими науками со стороны философии как «царицы наук», но как равноправное сотрудничество философов и учёных – представителей конкретных наук. Путеводной для Ильенкова была предложенная В. И. Лениным идея диалектики как логики и теории познания. Он утверждал вслед за Лениным, что здесь не надо трёх слов, между этими понятиями в материалистической диалектике должно быть даже не единство, а тождество, совпадение. С этой точки зрения диалектика, впервые полноценно разработанная Г. В. Ф. Гегелем и переработанная на материалистический лад Марксом, и является одновременно подлинной логикой как наукой о мышлении (в отличие от формальной логики, которая является лишь наукой о языковых выражениях) и теорией познания (подлинным научным методом). В рамках этой задачи Ильенков разрабатывал метод восхождения от абстрактного к конкретному как единственный подлинно научный метод исследования действительности, как способ теоретического воспроизведения исторически сформировавшихся сложных объектов – целостных систем. Для него было характерно утончённое и нетривиальное толкование категорий «абстрактное» и «конкретное» и их соотношения.
Неофициально Ильенковым провозглашён тезис, согласно которому марксизм и есть гегельянство 20 в. Соответственно, вся философская деятельность Ильенкова прошла в жёстком противостоянии, с одной стороны, догматической идеологизированной философии того времени, а с другой стороны – позитивистской линии в советской философии, не принимавшей идей диалектической логики и настаивавшей на том, что философия должна заниматься преимущественно осмыслением и обобщением данных позитивных наук. Для Ильенкова такое понимание задач философии означало, что философия не будет иметь своего предмета, но будет плестись в хвосте конкретных наук, всего лишь повторяя их достижения, которые к тому же постоянно меняются с ходом научного развития. В первой половине 1960-х гг. он принимал участие в создании 5-томной «Философской энциклопедии» в качестве автора, а затем работает там в должности редактора раздела «диалектический материализм». Осенью 1962 г. во втором томе «Философской энциклопедии» выходит его новаторская, по советским философским меркам, статья «Идеальное». Ильенков разрабатывал концепцию идеального, которое, как он доказывает с опорой на понимание Марксом категории стоимости в «Капитале», имеет объективный характер и расположено «вне головы человека». Последнее звучит непривычно для советской философии того времени, особенно для той её линии, которая понимала идеальное как сугубо субъективное явление «внутри головы» человека, как информацию, непосредственно закодированную в структурах человеческого мозга. Для Ильенкова такие виды идеального, как, например, математические истины, логические категории, нравственные императивы и идеи правосознания – это объективные культурные формы, которые являются формами предметно-практической деятельности общественного человека, отражающими и представляющими формы внешнего мира, объективной реальности. В известной степени Ильенков в своих работах, посвящённых проблеме идеального, «реабилитировал» в советской философии творческое наследие классиков мирового идеализма – Платона, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. Он доказывал, что идеализм – это не хитроумный обман и не следствие элементарного заблуждения наивного сознания, но неправильно понятый факт объективного существования идеальной формы в культуре, т. е. факта её независимого от воли и сознания индивидов существования в пространстве человеческой культуры. Признавая определённую положительную роль объективного идеализма, Ильенков одновременно резко критиковал подход к идеальному как к психическому или физиологическому феномену, характерному как для новоевропейского эмпиризма 16–17 вв., так и для позднейшего позитивизма, у которого были свои скрытые сторонники и в советской философии. В рамках этой проблематики широко известным стал спор Ильенкова о соотношении психики и мозга и понимания природы идеального с его оппонентом – советским философом Д. И. Дубровским, защищавшим применимость естественнонаучного подхода к идеальному в рамках философии. В ходе этого спора они обменялись полемическими статьями в журнале «Вопросы философии».
В 1965 г. Ильенкову за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присудила премию имени Н. Г. Чернышевского. В 1964–1970 гг. Ильенков участвует в ряде международных философских конгрессов: Международного Гегелевского конгресса в Зальцбурге (Австрия; 1964), Международного Гегелевского философского конгресса в Праге (Чехословакия; 1966), Международного философского конгресса в Берлине (ГДР; 1970). Для участия в симпозиуме в США в 1966 г. (на который его не пустили) Ильенков пишет статью «Маркс и западный мир» (1965), в которой содержится критика советского реального социализма с точки зрения аутентичного Маркса. Ильенков ставит проблему отчуждения при социализме и заявляет, что преодоление отчуждения ещё не осуществлено. Он подчёркивает, что, согласно Марксу, формально-юридическое обобществление собственности, произошедшее в результате пролетарской революции, есть только первый шаг на пути к реальному обобществлению. Он создаёт лишь необходимые формальные – юридические и политические – условия действительного обобществления. Но подлинная суть коммунизма и преодоления отчуждения, по Ильенкову, сводится к тезису о необходимости действительного освоения каждым индивидом всего накопленного в рамках «частной собственности» богатства. Богатство, которое тут имеется в виду, – это не совокупность «вещей» как материальных ценностей, а богатство тех деятельных способностей, которые в этих вещах «овеществлены» или «опредмечены», а в условиях частной собственности – «отчуждены». Превращение частной собственности в собственность всего общества, обобществление её, для Маркса и означало превращение её в реальную собственность каждого человека, члена этого общества. В то же время Ильенков перевёл на русский язык знаменитую антиутопию Дж. Оруэлла «1984». В 1968 г. Ильенков защищает докторскую диссертацию «К вопросу о природе мышления (на материалах анализа немецкой классической диалектики)».
Для второй половины 1960–1970-х гг. характерно нарастание пессимистических настроений у Ильенкова по отношению к окружающей действительности, продиктованное тем, что общество в СССР развивается «не по Марксу». Сам он с начала 1970-х гг. стал «невыездным» из СССР. Как настоящую трагедию Ильенков воспринимает войну между Китаем и социалистическим Вьетнамом в 1979 г.: шокирующим Ильенкову кажется то, что две страны, принадлежащие к мировой социалистической системе, могут вступить в войну друг с другом. Ильенков тяжело переживает негативные стороны и черты советского реального социализма. Он говорит, что две науки, от которых в наибольшей степени зависит будущее социализма – это педагогика и политэкономия социализма. Первая занята созиданием «нового человека», а вторая отвечает за создание базиса будущего коммунистического общества. Имея в виду задачу строительства коммунизма, именно эти две науки, с точки зрения Ильенкова, в наибольшей степени нуждаются в привнесении в них подлинно научного философского метода – материалистической диалектики. И именно для развития этих наук он прикладывал наибольшие усилия, сотрудничая с некоторыми представителями этих конкретных областей научного знания или вступая с ними в споры. Таким был спор Ильенкова с видным советским экономистом Я. А. Кронродом, в котором он доказывал, что с точки зрения аутентичной марксистской теории понятия «социалистическая стоимость» и «социалистическое товарное производство» не выдерживают критики. Наиболее известно его участие (в том числе личное, а не только на уровне теории) в т. н. Загорском эксперименте – так прозвали процесс обучения слепоглухих студентов, выпускников Загорского (ныне Сергиев Посад) детского дома для слепоглухих детей в Московском государственном университете и получения ими там высшего образования. Ильенков считал, что воспитание слепоглухих детей представляет собой экспериментальную модель, которая с научной строгостью и точностью доказывает правоту марксистских представлений о фундаментальной роли труда (предметно-практической деятельности) в том, что человек становится человеком. За свою интерпретацию Загорского эксперимента Ильенков потом подвергался разного рода критике со стороны оппонентов, которые считали, что Ильенков замолчал неудобные для его концепции факты или не обратил на них внимания.
Некомфортные условия работы, которые создавало Ильенкову догматическое руководство официальных философских инстанций, разочарование в перспективах построения коммунизма в СССР, а также злоупотребление алкоголем привели к тому, что 21 марта 1979 г. Ильенков покончил жизнь самоубийством.
С этого времени ежегодно учениками философа проводятся семинары памяти Ильенкова (с 1991 г. – Ильенковские чтения), на которых анализируются различные аспекты его творческого наследия.