Тег

Философия

Философия
Найденo 25 статей
Философы
Рикёр Поль
Рикёр Поль (1913–2005), французский философ, представитель феноменологической герменевтики. В центре внимания Рикёра вопросы взаимодействия и взаимопонимания людей, их совместного бытия, проблемы этики и политики, хрупкости человеческого существования и земной цивилизации, ответственности за будущее человечества. В трёхтомном труде «Время и рассказ» («Temps et récit», 1983–1985, рус. пер. 2000, тома 1–2), объединяющем учение Августина о времени и аристотелевскую концепцию подражания («мимезиса»), анализируется повествовательный характер культуры и её миметическая природа. Традиционному «герменевтическому кругу» Рикёр противопоставляет идею «герменевтической дуги», которая исходит из жизни, проходит через литературное или историческое повествование, а затем через читателя возвращается в жизнь. Философ стремится понять истолкование как преимущественный способ включения индивида в целостный контекст культуры, как одну из существеннейших основ его деятельности в культуре. В центре внимания Рикёра вопросы взаимодействия и взаимопонимания людей, их совместного бытия, проблемы этики и политики, хрупкости человеческого существования и земной цивилизации, ответственности за будущее человечества.
Поль Рикёр. Париж, 2003
Философы
Спиноза Бенедикт
Спино́за Бенеди́кт (1632–1677), нидерландский философ еврейского происхождения, выдающийся представитель пантеистической и рационалистической линий в мировой философской мысли. Основное философское сочинение Спинозы – «Этика, изложенная геометрическим методом...». Идеи Спинозы оказали большое влияние на философию французского Просвещения, взгляды Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, И. Г. Гердера, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и др. Многие современники (П. Бейль и др.) усматривали подлинный смысл спинозизма в атеизме. Знаменитый «спор о пантеизме» в Германии в конце 18 – начале 19 вв. проходил под знаком обращения к учению Спинозы. В дальнейшем его наследие получило самые разнообразные интерпретации. Для Гегеля Спиноза – выразитель «восточного воззрения» на абсолютное тождество, включённого тем самым в контекст европейского мышления. Вл. С. Соловьёв, отрицая атеистический характер философии Спинозы, усматривал в ней «религиозно-созерцательную» направленность ума. А. Эйнштейн считал Спинозу представителем «космической религиозности». Г. Вольфсон истолковывал наследие Спинозы в духе иудаизма. Сильное влияние Спинозы прослеживается в неомарксистской концепции Л. Альтюссера. В России идеи Спинозы наибольшее воздействие оказали на творчество В. Н. Половцовой (1877–1936), Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова.
Персоналии
1
2
3