Тег

Философия

Философия
Найденo 25 статей
Философы
Деррида Жак
Деррида́ Жак (1930–2004), французский философ. Критиковал европейскую «логоцентрическую» метафизику, основанную на понимании бытия как «присутствия» (présence), наличия, данности (понятий, чувственных впечатлений, опыта и т. д.). Обосновывал преодоление метафизики с помощью метода «деконструкции» – разборки-сборки письменных текстов философской и литературной традиции как риторико-метафорических, принципиально не тождественных себе, содержащих «следы» перекличек с другими текстами, не сводимых к какому-либо синтезу. Деконструкция раскрывает тонкие оттенки смысла, модальностей высказываний, множество разноплановых парадоксов в текстах. Лекции Деррида в США повлияли на американское литературоведение, определив одно из его основных направлений – деконструктивизм.
Жак Деррида в своём доме в Ри-Оранжи (Франция). 1988
Философы
Ламетри Жюльен Офре де
Ламетри́ Жюлье́н Офре́ де (1709–1751), один из наиболее прославленных представителей французского материализма и атеизма эпохи Просвещения. В «Трактате о душе» обосновал материализм на предпосылках сенсуалистической гносеологии. В своём главном сочинении – «Человек-машина» – развивал материалистическую антропологию: нематериальная душа – «химера»; термин «душа» можно использовать лишь для обозначения некоторых способностей нашего тела. В трактате «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье», Ламетри связывает счастливую жизнь с ощущениями и чувственными удовольствиями. Повлиял на К. А. Гельвеция, Д. Дидро, П. А. Гольбаха и других материалистов.
Георг Фридрих Шмидт. Портрет Жюльена Офре де Ламетри. Между 1730 и 1748
Философы
Рикёр Поль
Рикёр Поль (1913–2005), французский философ, представитель феноменологической герменевтики. В центре внимания Рикёра вопросы взаимодействия и взаимопонимания людей, их совместного бытия, проблемы этики и политики, хрупкости человеческого существования и земной цивилизации, ответственности за будущее человечества. В трёхтомном труде «Время и рассказ» («Temps et récit», 1983–1985, рус. пер. 2000, тома 1–2), объединяющем учение Августина о времени и аристотелевскую концепцию подражания («мимезиса»), анализируется повествовательный характер культуры и её миметическая природа. Традиционному «герменевтическому кругу» Рикёр противопоставляет идею «герменевтической дуги», которая исходит из жизни, проходит через литературное или историческое повествование, а затем через читателя возвращается в жизнь. Философ стремится понять истолкование как преимущественный способ включения индивида в целостный контекст культуры, как одну из существеннейших основ его деятельности в культуре. В центре внимания Рикёра вопросы взаимодействия и взаимопонимания людей, их совместного бытия, проблемы этики и политики, хрупкости человеческого существования и земной цивилизации, ответственности за будущее человечества.
Поль Рикёр. Париж, 2003
Философы
Спиноза Бенедикт
Спино́за Бенеди́кт (1632–1677), нидерландский философ еврейского происхождения, выдающийся представитель пантеистической и рационалистической линий в мировой философской мысли. Основное философское сочинение Спинозы – «Этика, изложенная геометрическим методом...». Идеи Спинозы оказали большое влияние на философию французского Просвещения, взгляды Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, И. Г. Гердера, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и др. Многие современники (П. Бейль и др.) усматривали подлинный смысл спинозизма в атеизме. Знаменитый «спор о пантеизме» в Германии в конце 18 – начале 19 вв. проходил под знаком обращения к учению Спинозы. В дальнейшем его наследие получило самые разнообразные интерпретации. Для Гегеля Спиноза – выразитель «восточного воззрения» на абсолютное тождество, включённого тем самым в контекст европейского мышления. Вл. С. Соловьёв, отрицая атеистический характер философии Спинозы, усматривал в ней «религиозно-созерцательную» направленность ума. А. Эйнштейн считал Спинозу представителем «космической религиозности». Г. Вольфсон истолковывал наследие Спинозы в духе иудаизма. Сильное влияние Спинозы прослеживается в неомарксистской концепции Л. Альтюссера. В России идеи Спинозы наибольшее воздействие оказали на творчество В. Н. Половцовой (1877–1936), Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова.
Философия
Философы
Шлейермахер Фридрих
Шле́йермахер Фри́д­рих (1768–1834), немецкий про­тес­тант­ский бо­го­слов и фи­ло­соф. Ис­пы­тал вли­яние фи­ло­со­фии Пла­то­на, Б. Спи­но­зы и И. Кан­та, сбли­зил­ся с Ф. Шле­ге­лем и вхо­дил в кру­жок немецких ро­ман­ти­ков, на­чал пе­ре­вод диа­ло­гов Пла­то­на и опуб­ли­ко­вал ано­ним­но «Ре­чи о ре­ли­гии к об­ра­зо­ван­ным лю­дям, её пре­зи­ра­ю­щим» (1799). Один из основателей современной уни­вер­си­тет­ской сис­те­мы, со­вме­щаю­щей пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность с на­учными ис­сле­до­ва­ния­ми.
Философия
Философы
Левинас Эмманюэль
Левина́с Эмманюэ́ль (1906–1995), французский философ-феноменолог еврейского происхождения; исходил из первичности этики в философии. В центре концепции Левинаса – проблема Другого, изначальный опыт общения с другим человеком, в конечном итоге – с Богом. Отношения Я – Другой философ сформулировал в качестве своеобразной парадигмы межчеловеческого общения, в которое включено множество субъектов (человечество как коммуникация разнообразных культур и т. п.). Из опыта этих отношений он выводил практику и познавательную деятельность, мир культуры вообще.
Эмманюэль Левинас
1
2
3