#РационализмРационализмИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегРационализмРационализмНайденo 6 статейФилософыФилософы Лакатос ИмреЛа́катос И́мре (1922–1974), венгерско-британский философ и историк науки, представитель критического рационализма. Во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления. Отстаивая идею «рациональной реконструкции» истории науки, Лакатос критиковал попытки «социологизации» научно-познавательного процесса в зависимости от вненаучных – психологических, социологических и т. п. – факторов его истолкования. Работы Лакатоса сыграли важную роль в философии и методологии науки 20 в.Философы Бострём Кристофер ЯкобБо́стрём Кри́стофер Я́коб (1797–1866), шведский философ. Профессор Уппсальского университета (1838–1863). Создал систему «персонального», или «рационального», идеализма – наиболее влиятельного учения в шведской философии 2-й половины 19 – начала 20 вв. (Бострём был прозван «шведским Платоном»).Научные теории, концепции, гипотезы, модели Теория познанияТео́рия позна́ния, раздел философии, в котором анализируются природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Знание как проблема специально исследуется уже в античной философии (софисты, Платон, Аристотель), а в 17 в. оказывается в центре всей проблематики западной философии.Философы Степун Фёдор АвгустовичСтепу́н Фёдор А́вгустович (1884–1965), русский философ, историк, социолог, писатель. Творчество Степуна принципиально антисистематично. Размывая жанровые и дисциплинарные границы, Степун в своих многочисленных полухудожественных эссе оказывается на границе философии и литературы, философии и социологии культуры. Основной импульс философствования Степуна – трагическое рассогласование «жизни» и «творчества».Философы Мамардашвили Мераб КонстантиновичМамардашви́ли Мера́б Константи́нович (1930–1990), советский, российский и грузинский философ. Основные темы работ Мамардашвили – философия сознания, классический и неклассический идеал рациональности, философия и методология науки.Философы Спиноза БенедиктСпино́за Бенеди́кт (1632–1677), нидерландский философ еврейского происхождения, выдающийся представитель пантеистической и рационалистической линий в мировой философской мысли. Основное философское сочинение Спинозы – «Этика, изложенная геометрическим методом...». Идеи Спинозы оказали большое влияние на философию французского Просвещения, взгляды Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, И. Г. Гердера, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и др. Многие современники (П. Бейль и др.) усматривали подлинный смысл спинозизма в атеизме. Знаменитый «спор о пантеизме» в Германии в конце 18 – начале 19 вв. проходил под знаком обращения к учению Спинозы. В дальнейшем его наследие получило самые разнообразные интерпретации. Для Гегеля Спиноза – выразитель «восточного воззрения» на абсолютное тождество, включённого тем самым в контекст европейского мышления. Вл. С. Соловьёв, отрицая атеистический характер философии Спинозы, усматривал в ней «религиозно-созерцательную» направленность ума. А. Эйнштейн считал Спинозу представителем «космической религиозности». Г. Вольфсон истолковывал наследие Спинозы в духе иудаизма. Сильное влияние Спинозы прослеживается в неомарксистской концепции Л. Альтюссера. В России идеи Спинозы наибольшее воздействие оказали на творчество В. Н. Половцовой (1877–1936), Л. С. Выготского, Э. В. Ильенкова.