Синергия (в стратегическом менеджменте)
Синерги́я (от. греч. συνεργία – сотрудничество, содружество) в стратегическом менеджменте, совместное действие различных по своей структуре, масштабу и характеру оказываемого влияния элементов, вследствие которого образуется качественно новый результат, достигаемый только благодаря кооперации между этими элементами.
Для понимания синергии значение имеет положительный синергетический эффект (эффект эмерджентности) от интеграции различных элементов в единую систему, при котором результат их совместной деятельности существенно превосходит ожидаемый результат, получаемый отдельно каждым элементом. Однако существует также отрицательный синергетический эффект от общей деятельности, отражающий качественное снижение итогового результата в рамках кооперации по сравнению с уровнем качества в итоге самостоятельной работы отдельных элементов системы.
Происхождение термина «синергия»
Термин «синергия» происходит от двух древнегреческих слов σύν и ἔργον, что дословно переводится как «совместное действие», «содействие», «помощь». Вследствие проникновения термина в латинский язык изменилось его семантическое значение: новолатинское слово «synergia» означало «сотрудничество». Несмотря на то что термин «синергия» традиционно используется в естественных науках для описания физико-химических реакций и биологических трансформаций, в 21 в. он стал особенно распространён в финансовой и экономической областях, а также в менеджменте.
Теоретические аспекты синергии в менеджменте
В экономической науке термин «синергия» стал активно применяться с 1960-х гг., в этот же период начала формироваться теория стратегического управления. Впервые в сфере финансов термин стал употребляться по инициативе известного специалиста по сделкам слияний и поглощений (англ. mergers and acquisitions) профессора Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Дж. Ф. Уэстона (1916–2009).
В 1965 г. появилась работа американского профессора И. Ансоффа «Корпоративная стратегия», которая продолжила внедрять термин «синергия» в сферу экономики и финансов. Экономический базис синергии учёный определил как явление, при котором доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности (Ansoff. 1965). Этот эффект часто называется эффектом «2 + 2 = 5», или синергизмом. Ансофф рассмотрел синергию преимущественно в контексте диверсификации бизнеса как стратегии развития компании, при которой возможен перенос ключевых компетенций в новую область знаний, а также предложил собственную классификацию видов синергизма:
синергизм продаж (единые для нескольких товаров: каналы распределения, центр продаж, складские помещения, реклама, система стимулирования сбыта, схема построения репутации);
оперативный синергизм (перераспределение основных средств и персонала, накладных расходов, крупных закупок и мест проведения совместного обучения с целью повышения общей эффективности);
инвестиционный синергизм (совместное использование производственных мощностей и оборудования, общий доступ к запасам сырья, единой технологической и информационной базе, общие условия труда и методы изготовления продукта для повышения эффективности инвестиций);
синергизм менеджмента (единые управленческие проблемы при входе в новую отрасль, решение которых однажды уже было найдено и может быть использовано повторно).
Японский учёный Итами Хироюки (род. 1945) в своей работе «Невидимые активы» («Mobilizing Invisible Assets») продолжил исследование синергии в рамках диверсификационного подхода Ансоффа и ввёл понятия комплементарного (прямое повышение эффективности использования физических или материальных активов) и синергетического эффектов. Последний признан им подлинным источником синергизма за счёт использования нематериальных активов, которые дают качественный эффект только при грамотном управлении (Hiroyuki Itami. 1991). К нематериальным активам относятся: бренд компании, знание потребителей, обладание технологиями, сильная корпоративная культура.
Ансофф и Итами выделили 3 варианта «парных» разграничений синергии, которые необходимо учитывать в практической работе в области диверсификации бизнеса:
синергия за счёт сокращения затрат и улучшения результата;
синергия как эффект масштаба и синергия менеджмента (повышение качества управленческих решений);
комплементарный (использование материальных активов) и синергетический (использование нематериальных активов) эффекты.
По мнению профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера, синергетический эффект – это эффект взаимодействия взаимосвязанных элементов системы (Портер. 2016). Этот эффект может быть положительным, нейтральным или отрицательным в зависимости от оценки эффективности осуществлённых действий (отношение результата к затраченным усилиям). Применительно к организационному управлению и стратегическому менеджменту исследователи уточняют термин «синергетический эффект», определяя его как эффект взаимодействия интеллектуальных ресурсов двух или более компаний, что приносит дополнительную стоимость и конкурентное преимущество (Gupta. 2001. P. 298).
Феномен синергии в менеджменте
В современной науке существует ряд проблем, возникающих при изучении феномена синергии, которые необходимо учитывать при анализе результатов совместной деятельности людей. Так, исследования могут ошибочно прогнозировать хорошие результаты и приписывать их действию синергии, в то же время игнорируя другие факторы. В частности, успехи и неудачи компании оказываются следствием исключительно управленческих способностей руководителя и менеджеров, в то время как не менее значимую роль в этом играют обстоятельства внешней среды (мода, война, пандемия, природные особенности, катаклизмы и др.), полномасштабное изучение которых является слишком трудоёмким и поэтому не учитывается при сопоставлении целевых и фактических результатов деятельности. По этой же причине оказываются невоспроизводимы многие управленческие практики, которые некогда привели к синергетическому эффекту и принесли большой успех той или иной компании, поскольку такие практики не учитывают в полной мере контекст происходивших событий и особенности текущей обстановки, в которую их пытаются внедрить.
Другая проблема феномена заключается в том, что синергия как сотрудничество двух и более элементов единой системы обычно описывает взаимодействие, которое существенно повышает их общую эффективность (даёт положительный эффект), однако сотрудничество может приводить в том числе к снижению общей эффективности (например, когда двое по отдельности приносят бо́льшие результаты, чем вместе). Недостаточное внимание к негативному синергетическому эффекту в профессиональной литературе может приводить к системным ошибкам в процессе образования команды, а также в рамках формирования организационной структуры и корпоративной культуры компании.