Ансофф Игорь
А́нсофф И́горь (Игорь Ансов; Igor Ansoff) (12.12.1918, Владивосток – 14.7.2002, Сан-Диего, штат Калифорния), американский учёный и математик русского происхождения, известный как родоначальник концепции стратегического менеджмента, создатель многофакторной модели стратегического управления. Разработанная им стратегическая модель «матрица Ансоффа» получила общемировое признание как один из наиболее эффективных и часто используемых инструментов для определения стратегии позиционирования организациями товара на рынке. Результатами основных исследований Ансоффа являются разработка парадигмы стратегического успеха, создание концепции турбулентности окружающей среды и концепции стратегического управления в реальном времени. Труды Ансоффа положили начало практическому применению целостного подхода к разработке стратегических инициатив компаний, осуществляющих свою деятельность в нестабильных внешних условиях.
Биография
Игорь Ансофф родился в 1918 г. во Владивостоке. Его мать была русской, а отец – американским дипломатом (также русским по происхождению). Когда Ансоффу было 17 лет, его семья переехала в США.
После завершения учёбы в средней школе Ансофф поступил в Технологический институт Стивенса (Хобокен, штат Нью-Джерси), который считался одним из лучших высших учебных заведений США. Окончил обучение с отличием и получил получил степень магистра машиностроения, позднее – степень магистра естественных наук. Впоследствии, получив докторскую степень по прикладной математике в Университете Брауна (Провиденс, штат Род-Айленд), Ансофф начал проводить исследования в области прикладной математики и теории упругости и пластичности.
В область научных интересов Ансоффа также входили вопросы, связанные с построением эффективной системы управления проектами и организациями. Так, с 1948 г. он работал в Бюро перспективных методов управления в RAND Corporation, став руководителем масштабных проектов, ориентированных на развитие технологий и систем вооружений.
Стратегический исследовательский центр RAND был основан в 1948 г. и первоначально специализировался на изучении проблем международных отношений и национальной безопасности. В 1948 г. этот центр превратился в крупную корпорацию, которая выполняла большое количество исследовательских и производственных заказов от правительства США, вследствие чего возник вопрос организации управления диверсифицированным бизнесом. Поскольку данное направление управленческой практики было новым, Ансофф и члены его команды занимались разработкой алгоритма стратегического анализа функционирования компаний, осуществляющих свою деятельность на различных рынках и производящих разнообразную продукцию.
В 1956 г. учёный перешёл в отдел корпоративного планирования корпорации Lockheed Aircraft Corporation, где он разрабатывал план диверсификации её деятельности.
С 1963 по 1968 гг. Ансофф занимал должность профессора промышленного администрирования в Высшей школе Университета Карнеги – Меллона (Питтсбург, штат Пенсильвания). В 1969 г. он стал деканом-основателем новой Высшей школы менеджмента Оуэна в Университете Вандербильта (Нашвилл, штат Теннесси). В 1973 г. Ансофф занял пост декана факультета менеджмента в Высшей школе управления в Университете Вандербильта и получил должность профессора в Стокгольмской школе экономики. С 1976 по 1983 гг. Ансофф был профессором в Европейском институте передовых исследований в области управления (Брюссель, Бельгия), став руководителем группы исследователей проблем стратегического управления, а с 1983 г. – профессором Калифорнийского университета в Сан-Диего.
На протяжении многих лет Ансофф оказывал консультационные услуги сотням компаний всего мира, включая такие крупные, как Philips, General Electric, IBM, Gulf Oil, General Foods, Westinghouse, FN Herstal, Sterling Europa и KBB (Нидерланды).
Ансофф был удостоен пяти почётных докторских степеней.
Научное наследие
Исследования и книги Ансоффа оказали действенное влияние на развитие теории и практики стратегического развития организаций. В первой книге, «Корпоративная стратегия» («Corporate Strategy»), написанной в 1965 г., он представил алгоритм процесса стратегического поведения компании. Книга имела большой успех в США и получила широкое международное признание.
Пятая книга Ансоффа, «Стратегический менеджмент» («Strategic Management»), изданная в 1979 г., содержит описание алгоритма многофакторного процесса стратегического поведения организации, в ходе которого предприятия должны проанализировать множество факторов, связанных с их внутренней и внешней средой, начиная от поведения индивидов и групп людей в компании и особенностей её корпоративной культуры и заканчивая политическими изменениями в стране и мире.
Теоретические положения стратегического планирования Ансоффа были подтверждены широкомасштабными эмпирическими исследованиями парадигмы успеха компаний различных отраслей экономики в разных странах мира (1983–1990).
Большое значение Ансофф придавал социальной роли бизнеса, утверждая, что лишь те организации, которые не только обеспечивают доходность своих операций, но и вносят вклад в решение социальных вопросов, могут в течение длительного времени быть успешными на рынке.
Наиболее важные научные достижения Ансоффа в развитии теории и практики стратегического управления
Теория турбулентности внешней среды
Согласно концепции турбулентности внешней среды Ансоффа, внешнее окружение организации может иметь пять уровней турбулентности: от слабой, легко прогнозируемой, до очень изменчивой и непредсказуемой.
Уровень турбулентности, согласно теории Ансоффа, можно определить по ряду показателей, включающих в себя степень сложности поведения рынка (непостоянство рыночной среды), скорость изменений внешней среды, возможность предвидеть будущие изменения на рынке, интенсивность конкуренции, потребительские предпочтения, технологические изменения, давление со стороны правительства и влиятельных групп.
Исследования Ансоффа показали, что именно анализ внешней среды и влияния факторов внешней среды на деятельность компании является важнейшим условием достижения её успешности на рынке.
Многофакторная модель стратегического управления и парадигма возможного стратегического успеха
Созданная Ансоффом многофакторная теория стратегического управления компаниями, работающими в постоянно изменяющейся внешней среде, включает в себя модель разработки стратегических планов с учётом многочисленных факторов, влияющих на принятие менеджерами стратегических решений.
В рамках этой многофакторной концепции стратегического управления Ансоффом была предложена т. н. парадигма стратегического успеха, которая предполагает, что для каждого из уровней турбулентности может быть разработана оптимальная модель рыночного поведения фирмы. Для успешной деятельности компании необходимо определить уровень турбулентности внешней среды, а также свои внутренние организационные возможности и в соответствии с этим разработать стратегию поведения на рынке.
По мнению Ансоффа, стратегический успех компании основан на учёте трёх факторов: уровня турбулентности внешней среды, степени агрессивности поведения компании во внешней среде и способности менеджеров компании быстро реагировать на изменения во внешнем окружении компании.
Предполагалось, что финансовые результаты деятельности компании напрямую связаны с соответствием агрессивности её стратегии внешним изменениям и способностью реагировать на них, а также со степенью турбулентности внешней среды. Впоследствии данная гипотеза была подтверждена результатами эмпирических исследований Ансоффа в организациях различных отраслей промышленности и в банках восьми стран мира.
При этом Ансофф утверждал, что разные изменения внешних условий существования компании требуют различных типов реакции, и давал рекомендации по созданию в организации системы управления, связанной с реагированием на изменения внешней среды.
Стратегический менеджмент в реальном времени
Ансоффом и его сотрудниками была разработана серия процедур, использование которых позволяет компаниям осуществлять стратегическое управление в реальном времени:
проведение сегментирования внешней среды компании, позволяющего определить те области, которые могут предоставить ей наибольшие возможности для её дальнейшего развития;
определение тенденций развития экономики, благоприятных возможностей и рисков работы во внешней среде организации;
определение позиции фирмы в непредсказуемых турбулентных внешних условиях деятельности;
проведение диагностики организационной готовности компании к работе в условиях неопределённости внешней среды;
создание плана стратегического управления организацией с определением места и роли менеджеров в его осуществлении;
организационное преобразование компании с целью выполнения плана стратегического управления.
Матрица Ансоффа
Слушатели программ MBA (Master of Business Administration), как правило, знакомы с матрицей Ансоффа (матрицей «товар – рынок») – инструментом, который он создал для разработки стратегии предприятия, принимая во внимание существующие и новые продукты на существующих или новых для компании рынках. Матрица Ансоффа – это инструмент стратегического планирования, который помогает руководителям и менеджерам высшего звена управления при содействии специалистов в области маркетинга разрабатывать стратегии будущего роста компании, а также сделать выбор в пользу наиболее конкурентоспособной программы действий.
В матрице Ансоффа представлены четыре альтернативных варианта для развития организации с учётом её деятельности на существующих и новых для компании рынках и представления на них новых или уже существующих продуктов. Эти альтернативы развития заключаются в следовании четырём разным стратегиям: стратегии проникновения на рынок, стратегии развития рынка, стратегии развития товара и стратегии диверсификации.
Стратегическая матрица Ансоффа, признанная эффективным инструментом стратегического управления, успешно прошла проверку временем и широко используется как маркетологами, так и менеджерами.
В честь заслуг Ансоффа в 1981 г. в Нидерландах была учреждена престижная премия Игоря Ансоффа, присуждаемая за исследования и достижения в области стратегического планирования и стратегического менеджмента. Японское общество стратегического управления также учредило ежегодную премию его имени, а Университет Вандербильта учредил стипендию Ansoff MBA.