#Английские драматурги 16 века
Английские драматурги 16 века
Тег

Английские драматурги 16 века

Английские драматурги 16 века
Найденo 6 статей
Портрет молодого мужчины, предположительно Кристофера Марло. 1585
ЛитераторыЛитераторы
Марло Кристофер
Ма́рло Кри́стофер (ум. 1593), английский драматург. Крупный представитель елизаветинской драмы. Принадлежал к «университетским умам». Характерная черта Марло-драматурга – амбивалентность героев, которые вызывают и восхищение дерзостью своих притязаний, и ужас своим аморализмом (трагедия «Тамерлан Великий», анонимно в 1590; пьеса «Трагическая история доктора Фауста», 1604 и 1616). Черты титанической личности, охваченной всепоглощающей страстью, присущи ростовщику Варраве (трагедия «Мальтийский еврей», 1633), стремящемуся к богатству как источнику власти. Автор исторической хроники «Эдуард II» (1594), персонажи которой – живые люди, лишённые героических черт. С его творчеством связано начало ренессансного этапа в развитии жанра трагедии в английской литературе. Трагедии Марло подготовили драму У. Шекспира.
Литераторы
Джонсон Бенджамин
Джо́нсон Бе́нджамин (1572–1637), английский драматург, поэт, теоретик литературы. Стремился к реформированию английской сцены на основе классицистических норм; испытал влияние маньеризма. В жанре придворной маски и в поздних комедиях приблизился к поэтике барокко. Способствовал становлению комедии гумора («Всяк в своём нраве», 1598, и др.). Заложил терминологические основы эстетической категории юмора как части теории комического. Наиболее известны его комедии «Вольпоне» (1605–1606), «Эписин, или Молчаливая женщина» (1609), «Алхимик» (1610), «Варфоломеевская ярмарка» (1614). Влияние комической характерологии Джонсона отразилось в драматургии его последователей (Т. Шадуэлл и др.) и в прозе 18–19 вв. (Т. Смоллетт, Л. Стерн, Ч. Диккенс). Во времена реставрации Стюартов (1660–1688) и Просвещения был признан вторым по значению классиком английской драматургии после У. Шекспира.
Абрахам ван Блейенберх. Портрет Бенджамина Джонсона. Ок. 1617
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Университетские умы»
«Университе́тские умы́» (University wits), группа английских драматургов елизаветинской эпохи (1558–1603), к которым традиционно относят Дж. Лили, Дж. Пиля (1556–1596), Т. Лоджа (около 1557 – 1625), Т. Нэша, Роберта Грина (1558–1592), Т. Кида и К. Марло. Все участники – приблизительно ровесники, выпускники либо Оксфордского (Лили, Пиль, Лодж), либо Кембриджского (Грин, Нэш, Марло) университетов. Нет сведений об образовании Т. Кида, но его пьесы насыщены стихами на латинском и итальянском языках и другими свидетельствами классической эрудиции, что свидетельствует об учёбе в университете. Творчество «университетских умов» представляет собой важнейший этап эволюции драмы Великобритании. До Лили в драме не был употребим художественный прозаический язык, до Марло – белый стих, до Кида драматурги в меньшей степени владели искусством удержания интриги. Классическая учёность Возрождения впервые гармонически сочеталась у «университетских умов» с традициями народного драматического искусства. Они подготовили появление новой драмы, представленной творчеством У. Шекспира.
Литература
Литераторы
Шекспир Уильям
Шекспи́р Уи́льям (1564–1616), английский поэт, драматург, актёр. Ранние пьесы – комедии «Укрощение строптивой» (1590–1591), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Много шума из ничего» (1598) – проникнуты жизнеутверждающим началом. В исторических хрониках («Ричард III», 1592–1593; «Генрих IV», 1596–1597 и 1597–1598), т. н. великих («Ромео и Джульетта», 1595–1596; «Гамлет», 1600–1601; «Отелло», 1603–1604; «Король Лир», 1605–1606; «Макбет», 1606–1607) и римских трагедиях («Юлий Цезарь», 1599; «Антоний и Клеопатра», 1606; «Кориолан», 1608), лирико-философских «Сонетах» (1609) нравственные, общественные и политические конфликты эпохи осмыслены как вечные, неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие человеческие ценности – добро, достоинство, честь, справедливость – неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. Поздние пьесы – «Перикл» (1607–1608), «Цимбелин» (1610), «Зимняя сказка» (1609–1610) и др. – в жанре трагикомедии с элементами сказочного.
Джон Тейлор. Портрет Уильяма Шекспира. Ок. 1600–1610
Литераторы
Мидлтон Томас
Ми́длтон То́мас (крещён 1580 – 1627), английский поэт, драматург. В поэзии выступал преимущественно как сатирик: поэмы «Перефразированная Премудрость Соломона» (около 1597) и «Призрак Лукреции» (1600); цикл из 6 коротких «ворчливых сатир» «Микроциникон» (1599), аллегорическая сатира «Чёрная книга» (1604). Драматургию отличают запутанность сюжетов, краткость драматической экспозиции и стремительность действия. Человек в пьесах Мидлтона предстаёт либо грубым и похотливым животным, либо хитроумным интриганом. Среди самых значительных пьес: т. н. городская комедия «Невинная девушка в Чипсайде» (1613, издана в 1630), рисующая панораму нравов Лондона начала 17 в. и отражающая влияние драматургии Ф. Бомонта и Дж. Флетчера; трагедии «Женщины, берегитесь женщин» (поставлена в 1621, издана в 1657) с элементами сатирической комедии, «Оборотень» (1622; в соавторстве с актёром У. Роули) – своеобразное исследование природы страсти, перекликающееся с испанскими «драмами чести». Наиболее вероятный автор «Трагедии мстителя» (1607, издана в 1616), одной из лучших пьес своего времени, сочетающей элементы трагедии, комедии, моралите, бурлеска, мелодрамы.
Портрет Томаса Мидлтона. 1795
Литераторы
Лили Джон
Ли́ли Джон (1554–1606), английский писатель, драматург. Романы «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» (1579) и «Эвфуэс и его Англия» (1580) характеризуются обилием выразительных средств, изысканно сложных синтаксических конструкций и множеством реминисценций из античной словесности. Пьесы, отличающиеся живостью и изяществом диалогов, заложили основы прозаического стиля в английской драматургии («Сапфо и Фаон», 1584, «Эндимион», 1588, и др.).
Литература