Гаррик Дейвид
Га́ррик Де́йвид (David Garrick) (19.2.1717, Херефорд – 20.1.1779, Лондон), английский актёр, театральный деятель, драматург.
С 1737 г. в Лондоне. Занимался виноторговлей, изучал юридические науки; увлёкшись сценой, начал играть небольшие роли в различных лондонских театрах. В 1741 г. в театре «Гудменс-Филдс» с успехом исполнил роль Ричарда III («Ричард III» У. Шекспира) и в 1742 г. был приглашён в театр «Друри-Лейн», где стал ведущим актёром, а затем совладельцем театра. Игра Гаррика, отличавшаяся естественностью, простотой речи и движений, тонкой индивидуализацией образов, стала образцом для английского театра его времени, ознаменовав переход от напыщенной классицистической декламации к реалистическому исполнительскому стилю. Ж.-Ж. Новерр учился у Гаррика жесту и мимике. Гаррик создал традицию исполнения шекспировских ролей, надолго утвердившуюся в Англии: Ромео («Ромео и Джульетта»), Отелло, король Лир, Гамлет, Макбет (в одноимённых пьесах), Бенедикт («Много шума из ничего»). Отказавшись от устаревших переделок, часто сам обрабатывал тексты Шекспира в духе идей Просвещения для спектаклей «Друри-Лейн». Став руководителем труппы, провёл ряд реформ, повлиявших на развитие всего английского театрального искусства: удалил публику со сцены, ввёл рамповое освещение, создал актёрский ансамбль, ввёл регулярные репетиции. Большое значение придавал повышению культурного уровня актёров (в т. ч. обязал исполнителей читать всю пьесу, в которой они заняты). Автор более 20 оригинальных пьес [в т. ч. «Тайный брак» («The Clandestine marriage», 1766), совместно с Дж. Колменом-старшим, пьеса сохраняется в репертуаре английских театров], перерабатывал произведения других авторов, а также писал прологи и эпилоги к спектаклям. Под руководством Гаррика «Друри-Лейн» стал одним из ведущих театров Европы. В 1769 г. ввёл традицию проведения театральных торжеств на родине Шекспира (Стратфорд-апон-Эйвон).
В 1776 г. Гаррик оставил театр, а свой патент на владение им передал Р. Б. Шеридану.