#Английские драматурги 17 века
Английские драматурги 17 века
Тег

Английские драматурги 17 века

Английские драматурги 17 века
Найденo 5 статей
Абрахам ван Блейенберх. Портрет Бенджамина Джонсона. Ок. 1617
ЛитераторыЛитераторы
Джонсон Бенджамин
Джо́нсон Бе́нджамин (1572–1637), английский драматург, поэт, теоретик литературы. Стремился к реформированию английской сцены на основе классицистических норм; испытал влияние маньеризма. В жанре придворной маски и в поздних комедиях приблизился к поэтике барокко. Способствовал становлению комедии гумора («Всяк в своём нраве», 1598, и др.). Заложил терминологические основы эстетической категории юмора как части теории комического. Наиболее известны его комедии «Вольпоне» (1605–1606), «Эписин, или Молчаливая женщина» (1609), «Алхимик» (1610), «Варфоломеевская ярмарка» (1614). Влияние комической характерологии Джонсона отразилось в драматургии его последователей (Т. Шадуэлл и др.) и в прозе 18–19 вв. (Т. Смоллетт, Л. Стерн, Ч. Диккенс). Во времена реставрации Стюартов (1660–1688) и Просвещения был признан вторым по значению классиком английской драматургии после У. Шекспира.
Творческие союзы, ассоциации, объединения
«Университетские умы»
«Университе́тские умы́» (University wits), группа английских драматургов елизаветинской эпохи (1558–1603), к которым традиционно относят Дж. Лили, Дж. Пиля (1556–1596), Т. Лоджа (около 1557 – 1625), Т. Нэша, Роберта Грина (1558–1592), Т. Кида и К. Марло. Все участники – приблизительно ровесники, выпускники либо Оксфордского (Лили, Пиль, Лодж), либо Кембриджского (Грин, Нэш, Марло) университетов. Нет сведений об образовании Т. Кида, но его пьесы насыщены стихами на латинском и итальянском языках и другими свидетельствами классической эрудиции, что свидетельствует об учёбе в университете. Творчество «университетских умов» представляет собой важнейший этап эволюции драмы Великобритании. До Лили в драме не был употребим художественный прозаический язык, до Марло – белый стих, до Кида драматурги в меньшей степени владели искусством удержания интриги. Классическая учёность Возрождения впервые гармонически сочеталась у «университетских умов» с традициями народного драматического искусства. Они подготовили появление новой драмы, представленной творчеством У. Шекспира.
Литература
Литераторы
Шекспир Уильям
Шекспи́р Уи́льям (1564–1616), английский поэт, драматург, актёр. Ранние пьесы – комедии «Укрощение строптивой» (1590–1591), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Много шума из ничего» (1598) – проникнуты жизнеутверждающим началом. В исторических хрониках («Ричард III», 1592–1593; «Генрих IV», 1596–1597 и 1597–1598), т. н. великих («Ромео и Джульетта», 1595–1596; «Гамлет», 1600–1601; «Отелло», 1603–1604; «Король Лир», 1605–1606; «Макбет», 1606–1607) и римских трагедиях («Юлий Цезарь», 1599; «Антоний и Клеопатра», 1606; «Кориолан», 1608), лирико-философских «Сонетах» (1609) нравственные, общественные и политические конфликты эпохи осмыслены как вечные, неустранимые, как законы мироустройства, при которых высшие человеческие ценности – добро, достоинство, честь, справедливость – неизбежно извращаются и терпят трагическое поражение. Поздние пьесы – «Перикл» (1607–1608), «Цимбелин» (1610), «Зимняя сказка» (1609–1610) и др. – в жанре трагикомедии с элементами сказочного.
Джон Тейлор. Портрет Уильяма Шекспира. Ок. 1600–1610
Литераторы
Мидлтон Томас
Ми́длтон То́мас (крещён 1580 – 1627), английский поэт, драматург. В поэзии выступал преимущественно как сатирик: поэмы «Перефразированная Премудрость Соломона» (около 1597) и «Призрак Лукреции» (1600); цикл из 6 коротких «ворчливых сатир» «Микроциникон» (1599), аллегорическая сатира «Чёрная книга» (1604). Драматургию отличают запутанность сюжетов, краткость драматической экспозиции и стремительность действия. Человек в пьесах Мидлтона предстаёт либо грубым и похотливым животным, либо хитроумным интриганом. Среди самых значительных пьес: т. н. городская комедия «Невинная девушка в Чипсайде» (1613, издана в 1630), рисующая панораму нравов Лондона начала 17 в. и отражающая влияние драматургии Ф. Бомонта и Дж. Флетчера; трагедии «Женщины, берегитесь женщин» (поставлена в 1621, издана в 1657) с элементами сатирической комедии, «Оборотень» (1622; в соавторстве с актёром У. Роули) – своеобразное исследование природы страсти, перекликающееся с испанскими «драмами чести». Наиболее вероятный автор «Трагедии мстителя» (1607, издана в 1616), одной из лучших пьес своего времени, сочетающей элементы трагедии, комедии, моралите, бурлеска, мелодрамы.
Портрет Томаса Мидлтона. 1795
Литераторы
Мильтон Джон
Ми́льтон Джон (1608–1674), английский поэт, драматург, публицист, государственный и политический деятель. Автор поэтических произведений разных жанров (сонеты, оды, парафразы псалмов и др.), в том числе элегии «Люсидас» (1638), где тема смерти тесно переплетена с мыслями о назначении поэта; трактатов «О Реформации в Англии и причинах, которые до сей поры задерживали её» (1641), «Основание церковного управления» (1642), «Доктрина и порядок развода» (1643) и др. Наиболее известны трактаты «О воспитании» в духе ренессансного гуманизма и «Ареопагитика» в защиту свободы печати (оба – 1644). Тираноборческие настроения выразились в трактате «Скорый и лёгкий путь к установлению свободной республики» (1660). Самые значительные произведения – эпические поэмы на библейские сюжеты «Потерянный рай» (1667) и «Возвращённый рай» (1671), написанные белым стихом в подражание античной поэзии. Среди других сочинений – имеющая автобиографический подтекст трагедия «Самсон-борец» (1671), герой которой, утратив физическое зрение, прозревает духовно. В творчестве Дж. Мильтона, связующем эпохи Возрождения и классицизма, соединились идеи ренессансного гуманизма и христианского Средневековья. Его тираноборческий пафос был близок романтикам.
Уильям Фейторн. Портрет Джона Мильтона. 1670