Шекспировский вопрос
Шекспи́ровский вопро́с (Shakespeare authorship question, Shakespeare authorship controversy), проблема авторства произведений У. Шекспира. Гипотезы о том, что Шекспир не является автором произведений, известных под его именем, появились в середине 19 в. и получили название «антистратфордианские» (по названию г. Стратфорда-апон-Эйвона, в котором родился Шекспир).
Основной аргумент антистратфордианцев: если стратфордские эпизоды биографии Шекспира хорошо известны, то период жизни в Лондоне (с середины 1580-х гг. до примерно 1610) мало подтверждён документами. В качестве других аргументов приводят: отсутствие упоминаний пьес в подробном завещании Шекспира; отсутствие автографов произведений, не считая трёх страниц драмы «Сэр Томас Мор» (написана около 1591–1593, впервые издана Dyce A. Sir Thomas More : a play, now first printed. London, 1844), которая не входит в шекспировский канон; отсутствие достоверных портретов (самый известный портрет работы М. Друшаута написан через семь лет после смерти Шекспира и выглядит недостаточно реалистично); недостаток образованности у «сына перчаточника», который окончил только приходскую школу и потому не мог обладать эрудицией и огромным словарным запасом автора пьес и стихотворений, напечатанных под именем Шекспира. В качестве кандидатов на авторство антистратфордианцы рассматривают аристократов, выпускников Оксфордского и Кембриджского университетов. Кроме того, обращаясь к этимологии фамилии Shakespeare (англ. букв. – «потрясающий копьём»), некоторые (Ч. Огберн, М. Андерсон, И. М. Гилилов и др.) видят в ней псевдоним в духе распространённых в литературе «говорящих» имён. Антистратфордианцы (например, увлекавшийся оккультизмом американский конгрессмен и литератор И. Доннелли, сторонник авторства Ф. Бэкона) часто опираются на некие шифры, которые им удаётся усмотреть в текстах Шекспира, указывающие якобы на истинную личность автора.
Первая антистратфордианская теория принадлежит Д. Бэкон. В своих работах [статья «Уильям Шекспир и его пьесы: расследование по их поводу» (Bacon D. William Shakespeare and His Plays: An Inquiry Concerning Them // Putnam’s Monthly. 1856. Vol. 7, № 37), книга «Подлинная философия пьес Шекспира» (Bacon D. The philosophy of the plays of Shakspere unfolded. London, 1857)] она предположила, что под псевдонимом «Шекспир» писала группа придворных во главе с Ф. Бэконом и У. Рэли. По её мнению, этот кружок интеллектуалов изначально преследовал политические цели и планировал создать оппозицию деспотизму Елизаветы I Тюдор и Якова I Стюарта, но в связи с опасностью предприятия был вынужден обратиться к литературе и высказать свои идеи иносказательно. Д. Бэкон пыталась добиться эксгумации Шекспира, полагая, что в могиле могут быть спрятаны подтверждающие её гипотезу документы.
В 1920 г. английский школьный учитель Дж. Томас Луни (1870–1944) выпустил книгу «Опознанный Шекспир» (Looney J. T. «Shakespeare» Identified in Edward de Vere the Seventeenth Earl of Oxford. London, 1920), в которой предложил теорию авторства Эдварда де Вера, имевшую ряд последователей (П. Аллен, Ч. У. Баррелл и др.).
В советском литературоведении в 1920-х гг. приверженцами антистратфордианства были А. В. Луначарский и В. М. Фриче – сторонники появившейся в начале 20 в. гипотезы авторства Роджера Маннерса, графа Ратленда. Эта же догадка высказывается в книге Ф. П. Шипулинского «Шекспир – Рэтленд» (Шипулинский Ф. П. Шекспир – Ретлэнд. Москва, [1924]). Однако вскоре теория автора-аристократа была признана в СССР политически ошибочной. В 1930-х гг. был положен курс на стратфордианство, и до 1990-х гг. не появлялось работ, которые бы ставили авторство Шекспира под вопрос. После распада СССР в связи с ослаблением авторитета официальной науки антистратфордианские теории вновь начали процветать. И. М. Гилилов в книге «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса» (Москва, 1997) предположил, что произведения за подписью Шекспира – мистификация, «великая игра» придворных елизаветинской эпохи, выдающих пьесы за плод деятельности заурядного актёра из провинции. На роль автора он предложил графа Ратленда и его жену. Книга выдержала несколько изданий и была переведена на английский язык. М. Д. Литвинова в книге «Оправдание Шекспира» (Москва, 2008) предложила двух кандидатов: наряду с Ратлендом, это снова Ф. Бэкон.
В качестве других предполагаемых авторов антистратфордианцы называют К. Марло, Уильяма Стенли, Елизавету I Тюдор, Мэри Сидни и др.
В 21 в. антистратфордианские теории эксплуатируются в художественной литературе (Кэррелл Д. Л. Шифр Шекспира. Москва, 2009) и кино («Аноним», режиссёр Р. Эммерих, 2011; «Выживут только любовники», режиссёр Дж. Джармуш, 2013).
Свидетельств современников Шекспира, указывающих на то, что его произведения написаны кем-либо ещё, не существует. Антистратфордианские теории регулярно опровергаются шекспироведами как исторически и филологически несостоятельные: «Браконьер из Стратфорда» Ф. Уодсворта (1958), «Шекспировы претенденты» Х. Н. Гибсона (1962), «Оспоренный Уилл: Кто написал Шекспира?» Дж. Шапиро (2010) и др.