Неелов Василий Иванович
Нее́лов Васи́лий Ива́нович (Василий Иванович Неёлов) [28.12.1721 (8.1.1722) Царское Село, ныне г. Пушкин – 8(19).1.1782, там же], российский архитектор, мастер ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. Потомственный дворянин (с 1748).
Из обер-офицерских детей. Обучался архитектуре у И. П. Давыдова, затем с 1739 г. у И. Я. Бланка. В 1740–1741 гг. помощник Дж. Трезини в Санкт-Петербурге (при строительстве церквей Успения Богоматери на Сенной площади, Святого Исаакия Далматского на Сенатской площади и др.); с 1744 г. до конца жизни работал в Конторе строения Царского Села (помощник А. В. Квасова, С. И. Чевакинского, затем Б. Ф. Растрелли). В 1759/1760 г. получил звание архитектора и с этого времени возглавил проектные, строительные и парковые работы в Царском Селе. Его деятельность пришлась на середину 18 в., когда работы по расширению Большого (Екатерининского) дворца и созданию парка приняли грандиозный размах. Как строитель-практик он принимал участие во всех этапах возведения дворца и других сооружений как барочного, так и раннеклассицистического периода. В 1760-е гг. соорудил третий спуск Катальной горки (павильон не сохранился) и перестроил павильон Монбижу (в 1834 вновь перестроен и переименован в Арсенал; оба – по проектам Растрелли).
Самые значительные работы относятся к 1770-м гг., когда изменения в художественных вкусах привели к отказу от регулярного стиля в паркостроении; по его проекту в Царском Селе создан один из первых в России пейзажных парков (при участии садовых мастеров Т. Ильина и Дж. Буша). Парк был распланирован на обширной территории по берегам Большого пруда, геометрически правильные очертания которого изменены на естественные, созданы сложная сеть прудов и водных протоков, насыпные холмы. Разбивка парка сопровождалась строительством мостов, увеселительных павильонов, памятников, многие из них были возведены по его проектам. Среди них – мосты Малый каприз (1770–1772) и Большой каприз (с завершением в форме китайской беседки, 1772–1774) в виде арки, переброшенной через проезжую дорогу (оба – при участии инженера И. К. Герарда), Мраморный, или Палладиев (в 18 в. назывался Сибирской мраморной галереей), в русле раннего классицизма (1773–1774), образцом для которого послужил неосуществлённый проект моста Риальто в Венеции А. Палладио; этот мост стал одним из лучших украшений Екатерининского парка.
Среди других сооружений – три каменных мостика через канал в Старом парке (возможно, при участии Герарда); гранитная пирамида близ Палладиева моста (1770–1771, в 1783 отстроена заново Ч. Камероном); Адмиралтейство, или Голландия, на берегу Большого пруда (1773); Эрмитажная кухня, или Красные ворота (1774–1776). Две последние постройки – наиболее ранние в России образцы «готического вкуса»; для изучения ранней европейской неоготики и пейзажных парков архитектор отправился в 1771 г. в Великобританию, где пробыл полгода. Впечатление «готичности» в его павильонах создают краснокирпичные стены (наряду с выбеленными архитектурными деталями и декором), башни, зубчатые завершения, стрельчатые формы окон, пинакли по углам здания и пр. Несомненно, что эти царскосельские сооружения в «готическом вкусе» служили образцами для подобных зданий в русском усадебном строительстве. Работал также как художник-декоратор (иллюминация в честь графа Г. Г. Орлова, 1771).
Отец архитекторов Ильи Васильевича и Петра Васильевича Нееловых.