Козловский Осип Антонович
Козло́вский О́сип Анто́нович, Иосиф Антонович Козловский (Юзеф Козловский, польск. Józef Kozłowski) [1757, Варшава, по другим данным, хутор Козловичи близ Пропойска, Быховский уезд, Могилёвская губерния, Российская империя, ныне Славгород, Могилёвская область, Белоруссия – 27.2(11.3).1831, Санкт-Петербург], российский композитор польского происхождения, статский советник.
Родился в дворянской семье. Образование получил в капелле варшавского кафедрального собора Cвятого Яна (Иоанна Крестителя), где состоял хористом и органистом. В 1773–1778 гг. учитель музыки в доме графов Огиньских (у Козловского занимался М. Кл. Огиньский). В 1786–1796 гг. офицер русской армии (участвовал в осаде Очакова и штурме Измаила); был зачислен в свиту князя Г. А. Потёмкина-Таврического, в 1791 г. переведён в Санкт-Петербург. С 1799 г. инспектор, с 1803 г. директор музыки Дирекции императорских театров (следил за подготовкой музыкантов в театральном училище, отвечал за музыкальную организацию придворных увеселений и торжеств: руководил оркестрами, музыкальными спектаклями, составлял программы концертов). В 1819 г. оставил службу.
Стиль О. А. Козловского сформировался под влиянием немецкой (К. Ф. Э. Бах) и итальянской (Дж. Сарти) раннеклассической музыки, эволюционировал под воздействием Л. Керубини и французской школы; в составе оркестра композитор по традиции использовал роговую музыку, однако со временем отказался от неё. Героико-патриотические полонезы Козловского для оркестра и хора перекликаются с торжественным одическим стилем русской поэзии; известность композитору принёс полонез «Гром победы, раздавайся» (на стихотворение Г. Р. Державина, 1791), написанный по случаю взятия крепости Измаил. Сюита к коронации Павла I (1797) включает полонезы на темы из популярных опер Ф. Бьянки, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло, И. Плейеля. Полонезы Козловского, созданные или переработанные для фортепиано, сохраняли следы «чувствительного» стиля, предвосхитили романтическое направление в русской фортепианной музыке («Полонез-пастораль»). В вокальной лирике (около 70 песен для голоса с фортепиано на русские, французские и итальянские тексты) выделяются около 30 «российских песен» (среди них – «Выйду ль в тёмный я лесочек», «Милая вечор сидела», «Прежестокая судьбина», «Где, где, ах, где укрыться»), предшествовавших русскому романсу.
Центральное место в творческом наследии О. А. Козловского занимает вокально-симфоническая и театральная музыка. Им написаны Реквием на погребение польского короля Станислава Августа [1798, костёл Святой Екатерины в Санкт-Петербурге; 2-я редакция – Траурная месса (Messe Funеbre) на погребение Александра I, 1826], Те Deum для двойного хора и оркестра (1814 или 1815) – редкие в русской музыке образцы этих жанров. Среди духовных сочинений Козловского – концерты «Изми мя, Господи» (утерян) и «Плачу и рыдаю» для одного или двух хоров а капелла (1797). Как автор увертюр и музыкальных номеров к трагедиям «Эдип в Афинах» (1804) и «Фингал» (1805) В. А. Озерова, «Владисан» Я. Б. Княжнина (1804, 2-я редакция – 1808), «Дебора» А. А. Шаховского (1810), «Царь Эдип» А. Н. Грузинцева (1811), «Эсфирь» Ж.-Б. Расина в переводе П. А. Катенина (1816) Козловский связал образы и темы классицистской трагедии с традициями русской сценической, хоровой и камерной музыки конца 18 в.; углубив и расширив роль музыкально-драматического действия, композитор приблизил жанр «трагедии с музыкой» к опере, активизировал роль хора в трагедии, повысил драматургическую функцию оркестра. Увертюры и антракты Козловского подготовили почву для русского программного драматического симфонизма 19 в.