Мориц Карл Филипп
Мо́риц Карл Фили́пп (Karl Philipp Moritz) (15.9.1756, Хамельн – 26.6.1793, Берлин), немецкий писатель.
Родился в бедной семье. Изучал теологию в университетах Эрфурта (в 1776) и Виттенберга (1777–1778). С 1778 г. преподавал в берлинской гимназии, с 1789 г. профессор Академии изящных искусств, с 1791 г. действительный член Прусской академии наук. Много путешествовал.
Известность принесли путевые очерки «Путешествие немца по Англии в 1782 году» («Reisen eines Deutschen in England im Jahr 1782», 1783; в русском переводе: «Картина нынешнего естественного и политического состояния Англии», 1795), в которых Мориц создал многогранный образ Англии, избежав крайностей сухой описательности и сентиментального повествования; очерки повлияли на стиль и композицию «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина. В 1792–1793 гг. вышли 3-томные очерки «Путешествия немца по Италии с 1786 по 1788 год» («Reisen eines Deutschen in Italien, in den Jahren 1786 bis 1788»; русский перевод 1803–1805), послужившие образцом для итальянских очерков И. В. Гёте и Г. Гейне.
Высшим достижением художественной прозы писателя стал автобиографический роман в 4 частях «Антон Райзер. Психологический роман» («Anton Reiser. Ein psychologischer Roman», 1785–1790) – один из первых немецких романов воспитания. В романе «Андреас Харткнопф. Аллегория» («Andreas Hartknopf. Eine Allegorie», 1786, издан анонимно) фрагментированное повествование о жизни героя переплетается с экскурсами в интересующие автора области религии, науки и искусства (масонство, педагогика, психология, эстетика, музыка, театр и др.). Его продолжением стал роман «Проповеднические годы Андреаса Харткнопфа» («Andreas Hartknopfs Predigerjahre», 1790). Драма «Блант, или Гость» («Blunt oder der Gast», 1781) предвосхитила романтическую трагедию рока.
Последние годы жизни был увлечён теорией искусства. Стремясь сделать античную культуру понятной и близкой современникам, участвовал в выпуске многочисленных альманахов, журналов, школьных изданий по эстетике и мифологии древних народов. В фундаментальной работе «О творческом подражании прекрасному» («Über die bildende Nachahmung des Schönen», 1788) утверждал символическую природу искусства, а понятие художественного совершенства связывал с целостностью, гармоничностью композиции. Работы по эстетике оказали влияние на В. Г. Вакенродера, Л. Тика, Жан Поля. В работе «Опыт немецкой просодии» («Versuch einer deutschen Prosodie», 1786) выступил против подражания античным и романским образцам, выдвинув идею плодотворности для немецкой поэзии тонического стихосложения. Среди других сочинений – работы по педагогике, психологии, грамматике и стилистике немецкого языка.