Кент Уильям
Кент Уи́льям (William Kent) (около 1685, Бридлингтон, графство Йоркшир, ныне графство Ист-Райдинг-оф-Йоркшир – 12.4.1748, Лондон), английский архитектор, ландшафтный архитектор, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. Представитель английского палладианства, ведущий мастер георгианского стиля, один из создателей английского пейзажного парка.
Родился в семье столяра, в 14 лет отдан учиться подмастерьем к художнику. Расписывал кареты и вывески, пробовал себя в станковой живописи. Несколько йоркширских джентльменов пожертвовали ему средства на поездку в Италию для обучения живописи и знакомства с европейским искусством. В 1709 г. он изменил написание своей фамилии (с Cant на Kent) и уехал в Италию, где учился в Академии Святого Луки в Риме. В 1713 г. получил вторую медаль на конкурсе Академии за картину «Чудо Святого Андреа Авеллино». Никто из итальянских мастеров не упоминал Кента как своего ученика, равно как и Кент не рассказывал позже о своих наставниках. Известно лишь, что в Италии среди его преподавателей были Б. Лути и Дж. Кьяри (коллекцию гравюр авторства Лути Кент выкупил после его смерти в 1724). За время пребывания в Риме Кент написал несколько картин для кардинала П. Оттобони, принял участие в росписи сводов церкви Сан-Джулиано-деи-Фьямминги.
Однако успех Кенту принесла не только его живопись. В Италии под руководством Дж. Талмана, антиквара и коллекционера, основателя и первого директора Королевского общества древностей, Кент освоил профессию художественного агента: он скупал для английской аристократии произведения живописи и скульптуры. В 1-й трети 18 в. в Англии увлечение итальянским искусством и римской античностью превратилось в обязательное условие воспитания хорошего вкуса, особенно если джентльмен происходил из семьи вигов. Английская община в Риме в это время была самой многочисленной среди иностранцев. Аристократы проводили в гран-турах до 10 и более лет, путешествуя в первую очередь по итальянским городам в поисках античных руин и наследия эпохи Возрождения, скупая антиквариат, а иногда и многочисленные подделки под старину. У. Кент легко нашёл покровителей в этой просвещённой среде. Первым стал Т. Кук, будущий 1-й граф Лестер; с ним Кент отправился в 1714 г. на север Италии, осмотрел Венецию и окрестности, впервые увидел постройки А. Палладио, начал собирать гравюры по его рисункам.
Судьбоносной встречей для Кента стало знакомство с Р. Бойлем, 3-м графом Бёрлингтоном. Лорд Бёрлингтон был меценатом, поддерживал поэта А. Поупа, композитора Г. Ф. Генделя, многих архитекторов и писателей. Он изучал творчество Палладио, наследие И. Джонса и сам стал практикующим архитектором. Именно Бёрлингтон привлёк внимание Кента к архитектуре и впоследствии помог ему в получении многих крупных заказов. В Италии Кент и Бойль пробыли до 1719 г. (в 1730 Кент вновь приехал туда, чтобы изучить сооружения Палладио и приобрести картины для коллекции лорда Бёрлингтона). После возвращения в Англию Кент поселился в доме Бойля на Пикадилли (Бёрлингтон-хаус, ныне Королевская академия художеств) в Лондоне. Вместе они подготовили к публикации работы И. Джонса (1727; среди подписавшихся на этот фолиант были многие представители знати и члены королевской семьи), реконструировали Бёрлингтон-хаус и построили загородную резиденцию Бёрлингтонов – Чизик-хаус (ныне в черте Лондона). Благодаря влиянию Бойля Кент приобрёл обширную клиентуру в качестве портретиста, а затем как мастер оформления интерьера.
Кент работал в домах самых могущественных политиков – членов партии вигов и влиятельных аристократов. В 1721 г. его пригласили оформить фресками на аллегорические сюжеты интерьеры в Уонстед-хаус, новой резиденции Р. Чайлда, 1-го графа Тилни, которую в те годы перестраивал в классическом стиле друг лорда Бёрлингтона, архитектор К. Кэмпбелл (Эссекс, ныне в черте Лондона; не сохранилась). В 1726–1731 гг. Кент спроектировал мебель и оформил парадные интерьеры в резиденции первого фактического премьер-министра Англии Р. Уолпола в Хоутон-холле (Норфолк). Около 1724 – 1735 гг. работал также в соседнем поместье Рейнем для Ч. Таунсенда, 2-го виконта Таунсенда – сподвижника, а позже конкурента Уолпола в политической жизни. В Рейнеме Кент перестроил северный фасад, добавил новое крыло, расписал иллюзионистическими плафонами парадные залы и главную лестницу. После смерти архитектора Дж. Ванбру (1726) приглашён в поместье Стоу (графство Бакингемшир), принадлежавшее военачальнику, одному из лидеров вигов – Р. Темплу, 1-му виконту Кобэму. В Стоу Кент оформил северный главный вестибюль: расписал своды в технике гризайль на золотом фоне, имитирующем мозаику (1730-е гг.). Перестраивал после пожара 1733 г. лондонский особняк У. Кавендиша, 3-го герцога Девонширского.
Две самые важные и выразительные свои работы Кент создал для своих покровителей – Т. Кука и Р. Бойля. С 1725 г. последний вместе с Кентом спроектировал для своей семьи идеальный, с точки зрения последовательного палладианца, дом – Чизик-хаус (построен в 1726–1729), представлявший собой версию Виллы Ротонда А. Палладио: квадратное в плане здание увенчано плоским куполом, планировка подчинена строгой симметричной схеме, нижний этаж рустован, гладкие оштукатуренные фасады трактованы предельно лаконично. Однако, в отличие от своего итальянского прототипа, Чизик-хаус имеет лишь один портик со стороны главного входа, причём коринфские колонны повторяют колоннаду храма Кастора и Поллукса на Римском форуме, возведённого в 6 г. н. э. Не имея возможности отказаться от печного отопления, авторы замаскировали высокие дымоходы, придав им форму древнеегипетских обелисков. Новый дом был пристроен к более раннему зданию усадьбы: основная жизнь протекала в старом доме, а в Чизик-хаусе лорд Бёрлингтон разместил обширную художественную коллекцию, привезённую из Италии (из первого гран-тура он отправил в Лондон около 900 сундуков с антиками, гравюрами, картинами, скульптурами, вазами, мебелью). В доме не было традиционных по функции помещений – столовой, спален, зато на светлом фоне в полуциркульных нишах прекрасно смотрелись произведения искусства, а в анфиладах вокруг центрального восьмиугольного зала гости могли с удобством общаться, обсуждая античную поэзию и философию.
В 1731–1734 гг. спроектирован Холкем-холл в Норфолке (основное строительство завершено в 1759) – резиденция Т. Кука. Грандиозный ансамбль с центральным объёмом, выделенным ионическим портиком, и двумя симметрично примыкающими боковыми корпусами также представлял собой оммаж А. Палладио, однако теперь не копировал его конкретную постройку, а был своеобразной компиляцией реализованных и неосуществлённых работ итальянского зодчего.
Карьера У. Кента развивалась стремительно после того, как в 1722 г. он сумел опередить главного придворного живописца Дж. Торнхилла, получив заказ на оформление помещений для короля Георга I в лондонском Кенсингтонском дворце: Купольного зала, Галереи Короля, Лестницы Короля (1720-е гг.). Обилие позолоты, массивных резных деталей, мраморных ниш со статуями нравилось Георгу I, несмотря на критику этой работы за чрезмерную пышность и тяжеловесность, в том числе исходившую от конкурентов Кента.
Ещё ближе стиль архитектора был ко вкусам семьи короля Георга II и его супруги Каролины. Фредерик, принц Уэльский, в 1732 г. назначил его своим главным архитектором. Для королевы Каролины Кент выполнил меблировку ряда помещений в резиденции Хэмптон-корт, разработал убранство королевской часовни в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне к свадьбе дочери Георга II принцессы Анны и принца Вильгельма IV Оранского в 1734 г. В 1739 г., после смерти художника Ч. Джерваса, Кент получил звание первого живописца короля (principal painter in ordinary to the king) Георга II, а также его главного архитектора и хранителя картин.
Среди других поздних архитектурных проектов Кента – Королевские конюшни (1731–1733, не сохранились) и ряд построек по улице Уайтхолл в Лондоне, включая казначейство (1733–1737) и здание Конной гвардии (возведено уже после смерти Кента по его проекту в 1750–1759). В 1733–1739 гг. Кент вместе с лордом Бёрлингтоном разработал несколько вариантов проекта здания Парламента. Третий премьер-министр Великобритании Г. Пелэм заказал Кенту около 1740 г. проект собственного дома (особняк на Арлингтон-стрит в Лондоне достроен около 1755, после смерти архитектора).
Среди работ У. Кента были и постройки в духе ранней неоготики, что, с одной стороны, отвечало экспериментам входившего в моду стиля рококо, а с другой – было продиктовано контекстом исторических памятников, с которыми работал архитектор: готическая перегородка в средневековом Вестминстерском зале Вестминстерского дворца в Лондоне (1739, не сохранилась), боковые корпуса в поместье Ишер-плейс (графство Суррей; 1730-е гг.; не сохранились), постройки в усадьбе Раушем (графство Оксфордшир; 1738 – 1740-е гг.).
Популярность Кента в 1730-х гг. была столь велика, что не было ни одной области декоративно-прикладного искусства, которой он бы не занимался: ему заказывали мебель, рамы для картин, эскизы одежды, посуды, детских колыбелей. Х. Уолпол писал, что с мнением Кента считались все и без его помощи «ничто не могло быть завершено» (цит. по: Musson J. Review : William Kent: Designing Georgian Britain by Susan Weber // The British Art Journal. 2013. Vol. 14, № 3. P. 119.). Однако даже Уолпол соглашался с тем, что живопись была далеко не самой сильной стороной Кента (Anecdotes of painting in England with some account of the principal artists and incidental notes on other arts / publ. by H. Walpole. London, 1786. Vol. 4. P. 235), в то время как конкуренты ругали его за неумелый рисунок, отсутствие вкуса, чрезмерно массивную мебель со слишком причудливым орнаментом, злоупотребление позднеримскими мотивами, наконец, за искажение чистоты и ясности художественного языка Палладио. Таким критиком был живописец У. Хогарт, который открыто высмеивал Кента в своих гравюрах (например, «Маскарады и оперы, или Дурной вкус города», 1724), за что тот отомстил Хогарту, помешав получить заказ на портрет королевской семьи и другие работы. Это было не только соперничеством двух профессионалов, но и отражением важной художественной дискуссии в Англии 1-й половины 18 в. Первая группа во главе с тестем Хогарта – живописцем Дж. Торнхиллом – боролась с завезёнными извне итальянизмами и отстаивала британскую национальную традицию, в том числе барочные тенденции конца 17 в. Вторая группа, ведомая лордом Бёрлингтоном и Обществом дилетантов, стремилась реформировать английское искусство, очистив его от вычурных и искусственных барочных форм (Uglow J. William Hogarth : a Life and a World. London, 2011. P. 212–217).
Ещё более значительно, чем в архитектуре и живописи, результаты этой дискуссии отразились на истории английского садово-паркового искусства. В 1720-е – 1730-е гг. постепенно сложились приёмы создания пейзажного парка, у истоков которого стоял У. Кент. Античность для английских классицистов была синонимом правды, простоты, естественности и мудрости (вопреки «отсталым» барочным вкусам, тирании и фальши французских регулярных парков). Поэтому создатели пейзажных парков выбирали фоном для выверенных, гармоничных архитектурных форм в русле классицизма живописные луга, рощи, извилистые аллеи. Кент, подобно пейзажисту, «рисовал» свои сады: продумывал перспективы, открывал сквозь аллеи и перелески обзор на дальние садовые павильоны, каскады, гроты. Он отказался от традиционных ограждений, чтобы ничто не мешало непосредственному восприятию природы. Как писал Х. Уолпол, Кент «перепрыгнул через изгородь и увидел, что вся природа есть сад» (Walpole H. Essay on modern gardening. Canton, 1904. P. 55). Цитаты из героизированной ушедшей эпохи – беседки, уподобленные древнегреческим храмам, садовые павильоны, принявшие образ святилищ олимпийских богов, – помогали превратить живописный сад вокруг поместья в мифическую Аркадию. А. Поуп прославлял совершённую Кентом в садовом искусстве революцию в своём «Послании к Бёрлингтону. О дурном вкусе» («Epistle to Burlington. Of false taste»; четвёртая часть «Опытов о морали», «Moral essays»; опубликовано в декабре 1731). Безусловно, новый пейзажный стиль больше подходил английскому климату, чем регулярный итальянский партерный сад. Однако «естественность» этих пейзажей была несколько мнимой, поскольку тоже являлась плодом скрупулёзных расчётов, что стало очевидным в творчестве следующего поколения «пейзажных художников» (Л. Браун и др.).
С 1729 г. Кент спроектировал несколько садовых построек для королевы Каролины в Ричмонде, близ Лондона (павильон, молочную ферму, ротонду, летний домик, Эрмитаж и «пещеру Мерлина»). Наиболее последовательно ему удалось реализовать новую парковую систему в усадьбах Клермон (Ишер, графство Суррей), Чизик-хаус, Раушем и Стоу. Пейзажный парк в Стоу стал образцом английской ландшафтной моды, и путеводители по нему были опубликованы на многих европейских языках. Малые архитектурные формы, появившиеся в этом парке, породили десятки подражаний по всей Европе. У. Кент работал в Стоу с 1731 г.: сначала с Ч. Бриджменом, а с 1735 г. – с Дж. Гиббсом; после него парком занимался Л. Браун. Именно благодаря Кенту в Стоу появилась топография «античного» происхождения: долина Елисейских полей с рекой Стикс, храм Венеры, напоминающий по композиции палладианскую виллу с аркадами (1731), храм Британской доблести в виде экседры с нишами и бюстами прославленных англичан (1734–1735), храм Древней добродетели в форме толоса (1737). Дополнили живописную «картину» Стоу многочисленные малые архитектурные формы – Эрмитаж (1731), Оксфордские ворота (1731), монумент драматургу и поэту У. Конгриву (1736), мост из ракушечника (1739), грот (1730-e гг.), альков из гальки.
Уильям Кент не был женат, хотя известно о его любовной связи с актрисой Э. Батлер, которой он завещал часть своего внушительного (около 10 тыс. фунтов) состояния. До конца жизни он прожил в Бёрлингтон-хаусе, где умер на руках лорда Бёрлингтона и был похоронен в его фамильной часовне.