Гёльти Людвиг
Гёльти Лю́двиг, Людвиг Кристоф Генрих Гёльти (Ludwig Christoph Heinrich Hölty) (21.12.1748, деревня Мариензе, близ Ганновера – 1.9.1776, Ганновер), немецкий поэт.
Старший сын в многодетной семье лютеранского пастора. Получил разностороннее домашнее образование, знал древнегреческий, французский, итальянский языки. В 1765–1769 гг. учился в латинской школе в Целле. В 1769–1772 гг. изучал теологию в Гёттингенском университете (обучение не завершил).
С 1770 г. член поэтического Королевского немецкого общества (Königliche Deutsche Gesellschaft) г. Гёттинген. Первое стихотворение «На смерть господина Герлаха Адольфа Мюнхгаузена» («Auf den Tod des Herrn Gerlach Adolf von Münchhausen»), опубликованное в 1770 г. в газете Allgemeine Unterhaltungen («Общие беседы»), посвящено памяти основателя Гёттингенского университета.
В 1772 г. вместе с Й. М. Миллером, И. Г. Фоссом и другими литераторами участвовал в создании поэтического кружка «Союз рощи». Зарабатывал на жизнь уроками иностранных языков, переводами (философские сочинения Э. Шефтсбери и др.), написанием «стихотворений на случай». С 1773 г. печатался в гёттингенском литературном журнале Musen-Almanach («Альманах муз»). В 1774 г. уехал в Ганновер, в начале 1775 г. заболел чахоткой, от которой и скончался.
Многие произведения Гёльти, в том числе стихотворения «Аполлон и Дафна» («Apoll und Daphne», 1769) и «Нарцисс и Эхо» («Narciβ und Echo», 1770), построенные на иронии и фривольном обыгрывании мифологических образов, связаны с поэтикой рококо.
Одним из первых в немецкой поэзии разрабатывал жанр литературной баллады. В стихотворении «Актеон» («Acktaeon», 1769) боги и герои античных мифов наделены чертами персонажей древнегерманских легенд; в иронической, порой бурлескной манере использованы куртуазные мотивы. Под именами античных героев, вынесенных в название стихотворения «Леандер и Исмена» («Leander und Ismene», 1772), действуют персонажи немецких народных легенд: Исмена предстаёт ведьмой, которая танцует на горе Броккен в Вальпургиеву ночь и соблазняет Леандера, забывающего о своей невесте.
Античные мотивы у Гёльти также служат выражению любовного чувства, красоты, становятся частью образной поэтической системы: например, в стихотворении «К источнику» («An eine Quelle», 1771), где у лесного ручья появляется Хлоя (героиня романа «Дафнис и Хлоя» Лонга), а весь пейзаж уподоблен Элизиуму.
Под влиянием английских сентименталистов, кладбищенской поэзии (Т. Грей, Э. Юнг) сочинял элегии. В «Элегии на сельском кладбище» («Elegie auf einen Dorfkirchhof», 1771) лирический герой предаётся размышлениям о тех, кто покоится под землёй, и тех, кто их оплакивает. Теме хрупкости жизни посвящены «Элегия к розе» («Elegie auf eine Rose», 1771), «Элегия к соловью» («Elegie auf eine Nachtigall», 1771). В «Песне могильщика» («Todtengräberlied», 1775) сардоническими нотами звучит тема смерти, уравнивающая всех, венчающая «суету сует». Мотивы тихого созерцания и меланхолического раздумья характерны для идиллии «Бедный Вильгельм» («Der arme Wilhelm», 1774).
В любовной лирике Гёльти нашли отражение поэтические традиции миннезингеров, рыцарских песен («Песнь о любви», «Minnelied», 1773), стилизация под произведения шпильманов (стихотворение «Адельстан и Розочка», «Adelstan und Röschen», 1771). Стихотворения «Лаура» («Laura», 1772), «К Лауре» («An Laura», 1772), вдохновлённые историей Ф. Петрарки и Лауры, Гёльти посвятил девушке из родной деревни, в которую был безответно влюблён в юные годы.
Важное место в творческом наследии поэта занимает пейзажная лирика. Широкую известность получила «Весенняя песня» («Frühlingslied», 1773), дважды положенная на музыку Ф. Шубертом (D. 398, D. 243). Стихотворение «К луне» («An den Mond», 1775) объединяет излюбленные природные образы Гёльти (луна, лес, ручей, цветы) с грустными, элегическими воспоминаниями (о былых встречах, любви, дружбе), пронизанными темой одиночества.
В застольных песнях Гёльти традиции анакреонтической поэзии переплетаются с немецким фольклором: «Застольная песня» («Trinklied», 1775) и др.
Первый поэтический сборник «Стихотворения» («Gedichte») вышел посмертно в 1783 г. усилиями И. Г. Фосса и братьев К. и Л. Штольберг, друзей Гёльти по объединению поэтов «Союз рощи». В 19 в. поэзия Гёльти неоднократно переиздавалась, в 1870 г. в Лейпциге вышло полное собрание его сочинений.
Особый лиризм и музыкальность стихотворений, образ поэта трагической судьбы привлекали к наследию Гёльти немецких (Новалис, Н. Ленау), русских (В. А. Жуковский) романтиков и других поэтов.
Стихотворение «Старый крестьянин своему сыну» («Der alte Landmann an seinen Sohn», 1776) приобрело широкую известность как песня «Будь всегда верен и честен» («Üb’ immer Treu und Redlichkeit»). Среди композиторов, обращавшихся к творчеству Гёльти: Л. ван Бетховен, Ф. Мендельсон, И. Брамс.
В 2007 г. в Ганновере учреждена премия Гёльти за лирику.