#Направления в литературе
Направления в литературе
Тег

Направления в литературе

Направления в литературе
Найденo 18 статей
Направления, стили, жанры в литературе
Креолизм
Креоли́зм, течение в испаноязычной латиноамериканской литературе конца 19 в. Его представители стремились отразить национальную проблематику и народную жизнь в русле реализма. В чилийской литературе, где выражен наиболее последовательно, формировался на почве костумбризма и сохранил черты его эстетики: пристрастие к местному колориту, увлечение живописными деталями, описательность без глубокого психологизма. Понятие отражает процесс формирования испаноамериканского литературоведения в его стремлении осмыслить и охарактеризовать своеобразие литературного процесса Латинской Америки. Крупнейший представитель и теоретик креолизма – чилийский писатель М. Латорре.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
«Мировая скорбь»
«Мирова́я скорбь», пессимистическое умонастроение в западноевропейской литературе конца 18 – 1-й половины 19 вв. Понятие ввёл Жан Поль в романе «Селина, или Бессмертие души» (1810, опубликован в 1827) для описания пессимизма Дж. Байрона. «Мировая скорбь» представляет собой разочарование в обществе, цивилизации, моральных и прочих духовных ценностях, в мире вообще. Первые проявления «мировой скорби» относятся к эпохе предромантизма («Страдания юного Вертера» И. В. Гёте; «Прогулки одинокого мечтателя» Ж.-Ж. Руссо). Романтизм создаёт галерею героев, проникнутых «мировой скорбью»: Рене («Атала» Ф.-Р. де Шатобриана), Рокероль («Титан» Жан Поля), Манфред («Манфред») и Чайльд Гарольд («Паломничество Чайльд Гарольда») Дж. Байрона и др. В романтической лирике тема «мировой скорби» с наибольшей силой выразилась у Н. Ленау и Дж. Леопарди, в России – у А. С. Пушкина (в начале 1820-х гг.) и М. Ю. Лермонтова.
Медик у трупа Вертера. Иллюстрация к роману Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера». Ок. 1880
Направления, стили, жанры в литературе
Предромантизм
Предроманти́зм, комплекс идейно-стилевых тенденций в культуре европейских стран и США 18 в., подготовивших появление романтизма. Понятие введено в начале 20 в. французскими литературоведами Д. Морне и П. Ван Тигемом. Философскую основу составили выдвижение «естественности» на роль культурных доминант в концепциях Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Гердера и мистическая устремлённость к трансцендентному в учениях И. Г. Гамана, Ф. Гемстергейса, Л.-К. де Сен-Мартена; ключевые понятия предромантизма – Бог и природа. В эстетике было выработано представление о воображении и гении как главных движущих силах творчества, обрели самостоятельность категории «возвышенного» и «чудесного». Наиболее заметно проявился в литературе, архитектуре и изобразительном искусстве. Понятие предромантизма, включающее в себя ряд разнородных явлений, остаётся спорным. Дискуссионно соотношение предромантизма с сентиментализмом, который трактуется как один из признаков предромантизма (П. Ван Тигем) или как предшествующая предромантизму ступень.
Джеймс Уайатт. «Аббатство» Фонтхилл – имение писателя Уильяма Бекфорда в Уилтшире. 1796–1817
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Костумбризм
Костумбри́зм, течение в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки 19–20 вв.; разновидность бытописательной и нравоописательной литературы. Главенствующий литературный жанр – очерк («картина нравов»). Характерны повышенный интерес авторов к местному колориту и броской живописной детали; этнографизм; фольклоризм; обильное использование просторечий и диалектизмов; описательность; взгляд на окружающую действительность глазами иностранца; на первом плане – типаж в противовес индивидуальности; ощутимый дидактический акцент, выраженный в стремлении «исправлять нравы». Основные представители в литературе: в Испании – М. Х. де Ларра, Р. де Месонеро Романос, С. Эстебанес Кальдерон; в Латинской Америке – Х. В. Ластарриа (Чили), Н. Болет Пераса (Венесуэла), Ф. Пардо-и-Альяга (Перу), М. Гонсалес Селедон (Коста-Рика), Р. Х. Пайро (Аргентина), Р. Баррет (Парагвай).
Искусство
Направления, стили, жанры в литературе
Сентиментализм
Сентиментали́зм, художественное направление в литературе и искусстве Западной Европы и России середины 18 – начала 19 вв. Иногда рассматривается в рамках предромантизма. Зарождение связано с переосмыслением рационалистических принципов классицизма. Философская основа – сенсуализм (Дж. Локк), развитый в трудах Э. Эшли-Купера. Значительное влияние на сентиментализм оказали идеи Ж.-Ж. Руссо о «естественном человеке». Сентименталисты концентрировали внимание на эмоциональной сфере человеческой жизни; на первый план выдвигались незначительные в масштабах истории, но важные для конкретной судьбы события. Культ «естественного» в значительной степени способствовал популяризации темы природы, обращению к первозданным ландшафтам, а также к будням сельских жителей, в жизни которых обнаруживается непосредственная связь между природной добродетелью человека и «добротой» природы.
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797
Направления, стили, жанры в литературе
Романтизм
Романти́зм, идейно-художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – 19 вв. Противопоставив себя Просвещению и созданной наукой Нового времени механистической концепции мира, романтизм выдвинул идею исторически становящегося мира-организма; открыл в человеке иррациональные глубины, связанные с воображением и сновидениями; способствовал появлению новых, свободных форм в литературе и искусстве, отразивших ощущение открытости и бесконечности бытия. Нередко романтизм понимается не только как исторический термин, но и как вневременна́я духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям различных эпох.
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818
Направления, стили, жанры в литературе
Натурализм (в литературе и искусстве)
Натурали́зм, направление в литературе и искусстве последней трети 19 в. в Европе и США, декларировавшее стремление к максимально точному и беспристрастному отображению действительности. Становление натурализма связано с успехами естествознания (в том числе с распространением эволюционной теории Ч. Дарвина) и с утверждением идей позитивизма. Художественная программа натурализма последовательно противопоставлялась нормативной эстетике классицизма, «идеализму» романтической культуры, а также «ограниченному» реализму. Пути обновления искусства сторонники натурализма усматривали в заимствовании методов естественных наук (прежде всего научного эксперимента) как единственно достоверного знания о мире и человеке.
Эмиль Леви. Анонс романа Эмиля Золя «Жерминаль» в журнале Gil Blas. Париж, 1878. Обложка
Направления, стили, жанры в литературе
Барокко (в литературе)
Баро́кко, направление и стиль в европейской литературе 16–18 вв. Характеризуется стремлением к новизне и разнообразию, всеохватному изображению бытия в его контрастах и динамике, повышенным вниманием к символам ночи, темам бренности и непостоянства мира и др. Произведения, главным образом поэтические, отличаются стилевой изощрённостью и насыщенностью риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами и др.). Барочным романам свойственны запутанные перипетии, обилие литературных и политических аллюзий, хитроумное соединение «романического» и познавательного начал, значительный объём. Национальные варианты барокко представлены маринизмом в Италии, гонгоризмом и консептизмом в Испании, прециозностью во Франции, метафизической школой и эвфуизмом в Англии. Крупнейший представитель славянского барокко – Симеон Полоцкий.
Эмануэле Тезауро. Подзорная труба Аристотеля. Турин, 1654. Фронтиспис
1
2