Галантный стиль
Гала́нтный стиль (от франц. galant – учтивый, изысканный), собирательный термин, применяемый по отношению к предклассическим и раннеклассическим течениям в музыке 1-й половины и середины 18 в. (см. также Рококо).
О «галантности» в музыке писали многие теоретики и композиторы 18 в. – И. Вальтер, И. Маттезон, И. Й. Фукс и др. В музыке Дж. Б. Саммартини, Дж. Б. Перголези, Б. Галуппи, Д. Скарлатти, композиторов берлинской школы, И. К. Баха установился новый художественный идеал ясности, простоты и изящества (влияние эстетики французских просветителей). В отличие от «учёного» контрапункта барокко, музыка галантного стиля рассчитана на слушателя-любителя, ожидавшего от искусства наслаждения. Полифонический склад уступил место гомофонно-гармоническому с присущей ему периодичностью, ясно выделенной мелодией; устанавливается сонатная форма. В этот период эпитет «галантный» встречается также в названиях опер-балетов (например, «Галантные Индии» Ж.-Ф. Рамо), ансамблевых и сольных инструментальных сочинений (galanterie), часто появляется в танцевальных сюитах («галантный» менуэт – олицетворение галантного стиля). С середины 18 в. музыка насыщается экспрессией, «чувствительностью» (см. Сентиментализм) и подготавливает переход к музыке венской классической школы.