Мещанская драма
Меща́нская дра́ма, жанр драматургии 18 в. Мещанская драма воспроизводила серьёзные, исполненные драматизма конфликты морального и социально-бытового характера из жизни представителей третьего сословия, которые изображались как поборники добродетели и гуманности. Это отличало мещанскую драму от жанров классицистической драматургии – трагедии с её аристократическими героями и комедии, где жизнь третьего сословия представала в виде комических случайностей и недоразумений.
Мещанская драма зародилась в Великобритании (Дж. Лилло, Э. Мур). Наиболее известные образцы жанра – «Мисс Сара Сампсон» (1755) и «Эмилия Галотти» (1772) Г. Э. Лессинга; «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758) Д. Дидро; «Евгения» П.-О. де Бомарше (1767) – подготовили появление в 19 в. социально-психологической драмы. Остротой социальной проблематики отличается драматургия Л.-С. Мерсье, который, развивая традиции мещанской драмы, пытался создать реалистическую драму героического характера. К мещанской драме обращались также Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер и др.
В своих теоретических работах создатели мещанской драмы выступали против выспренности и самодовлеющей декламационности, характерных для классицизма, за естественность, разговорность интонаций и простоту стиля: «Беседы о "Побочном сыне"» (1757) и «Рассуждение о драматической поэзии» (1758) Д. Дидро, «Очерк о серьёзном драматическом жанре» П.-О. де Бомарше (1767), «Гамбургская драматургия» (т. 1–2, 1767–1769) Г. Э. Лессинга, «О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве» Л.-С. Мерсье (1773) и др.
На рубеже 18–19 вв. западноевропейская мещанская драма теряет социально-критический пафос. Поэтизируя филантропию, бытовую добродетель и наполняясь мелодраматической риторикой, мещанская драма превращается в чисто развлекательный жанр для широкой «низовой» публики (А. В. Иффланд, А. фон Коцебу и др.).
В России к мещанской драме близки пьесы М. М. Хераскова («Друг несчастных», 1774) и М. И. Веревкина («Точь-в-точь», 1774, опубликована в 1785), во многом подготовившие русский сентиментализм. Мещанские драмы создали В. И. Лукин («Мот, любовию исправленный», 1765) и П. А. Плавильщиков («Бобыль», 1792; «Сиделец», 1807), тематикой и бытовым колоритом своих пьес предвосхитившие творчество А. Н. Островского.