Ермоленко-Южина Наталья Степановна
Ермо́ленко-Ю́жина Ната́лья Степа́новна (урождённая Плуговская, сценический псевдоним Ермоленко, в замужестве Южина) (1881, Киев – 1937, Париж), российская певица (драматическое сопрано), заслуженная артистка Республики (1920).
Пению обучалась в Киеве у М. В. Зотовой, затем в Петербурге, Париже (у П. Видаля) и в Италии. На оперной сцене дебютировала в 1900 г. в петербургской частной антрепризе А. А. Церетели. В 1901–1906, 1910–1913 гг., с 1915 г. до начала 1920-х гг. солистка Мариинского театра, в 1906–1908, 1913, 1916 гг. – московского Большого театра (периодически выступала здесь с 1901), в 1908–1910 гг. – Оперы С. И. Зимина.
Гастролировала вместе с мужем, певцом и антрепренёром Д. Х. Южиным, в Одессе (1904, Городской театр, антреприза И. Г. Супруненко и А. И. Макареско), Вильно (ныне Вильнюс, 1905, Летний театр Ботанического сада, оперное товарищество Г. Я. Шейна), Казани (1905, товарищество оперных артистов под управлением Н. Н. Боголюбова), Нижнем Новгороде (1907, 1908); в составе антреприз Южина «Русская опера» (1906, Баку, Саратов, Кременчуг, Астрахань), «Художественная передвижная опера» (1914, Саратов). Выступала в Парижской опере (1907, 1912, в вагнеровском репертуаре), в 1908 г. участвовала в первом Русском сезоне С. П. Дягилева (Марина Мнишек в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского; за исполнение этой партии была удостоена звания кавалера ордена Почётного легиона). Гастролировала в Южной Америке (1907), Италии, Германии (1921–1922), Франции (1923), США (1923), Испании (в том числе в Барселоне, 1922) и России. С 1917 г. пела в театре «Ковент-Гарден». С 1924 г. жила в Париже, где эпизодически выступала в Парижской опере и в концертах.
Обладала исключительным по силе и красоте «сочным» драматическим сопрано широкого диапазона, позволявшим ей исполнять также партии для меццо-сопрано (Кармен в одноимённой опере Ж. Бизе, Марина Мнишек в опере «Борис Годунов» Мусоргского). Среди лучших партий: Юдифь, Аида, Норма, Джоконда, Тоска (одноимённые оперы А. Н. Серова, Дж. Верди, В. Беллини, А. Понкьелли, Дж. Пуччини), Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Агата («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера), Татьяна, Лиза, Мария («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского), Горислава («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Наташа («Русалка» А. С. Даргомыжского), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно). Считалась одной из лучших (наряду с Ф. В. Литвин) исполнительниц партий в операх Вагнера на русской сцене: Брунгильда («Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»), Зиглинда («Валькирия»), Изольда («Тристан и Изольда»), Эльза («Лоэнгрин»).
В 1913 г. исполнила заглавную партию в российской премьере оперы Р. Штрауса «Электра» (Мариинский театр, дирижёр А. Коутс, режиссёр В. Э. Мейерхольд, художник А. Я. Головин; в присутствии автора). После премьеры В. Г. Каратыгин писал: «Заглавную партию Электры исполняла г-жа Ермоленко-Южина. Не все слова её роли долетали до слушателей, но с вокально-сценической стороны московская артистка была великолепна. Какую поразительную силу трагизма вложила она в монолог, кстати сказать, по музыке представляющий одну из самых содержательных и блестящих страниц оперы! И как сочно звучал везде чудесный голос певицы!» [Речь. 1913. 19 февраля (№ 49). С. 4].
Выступала в концертах, в том числе в Исторических концертах С. Н. Василенко.
Записывалась на грампластинки в 1903–1912 гг. в Петербурге и Москве (фирмы «В. И. Ребиков», «Пате», «Граммофон»). Среди записей: арии из опер «Юдифь» и «Рогнеда» А. Н. Серова, «Норма» В. Беллини, «Джоконда» А. Понкьелли, «Аида», «Трубадур» Дж. Верди, «Летучий голландец», «Тангейзер» Р. Вагнера, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова, «Дубровский» Э. Ф. Направника, «Сафо» Ш. Гуно, «Миньон» А. Тома, «Пиковая дама», «Мазепа», «Чародейка», «Опричник», «Орлеанская дева» П. И. Чайковского, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, романсы «Что ты рано, травушка», «Матушка-голубушка» А. Е. Варламова, «Какая ночь» В. Г. Врангеля, дуэты с Д. Х. Южиным из опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Дубровский» Направника, «Аида» Верди, «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Фауст» Гуно, «Мефистофель» А. Бойто, романсы Глинки («Элегия»), Б. В. Гродзкого («Ночь пролетала»), дуэт с О. И. Камионским из оперы «Аида». Многие записи Ермоленко-Южиной были переизданы на двух долгоиграющих сольных грампластинках (Rubini Records, 1976, 28 произведений) и на CD «The Complete Félia Litvinne and Natalya Yermolenko–Yuzhina» (Marston, 2006, 18 произведений).