Бакланов Георгий Андреевич
Бакла́нов Гео́ргий Андре́евич (имя при рождении Альфонс Георг Бакис, латыш. Alfons Georgs Baķis) [23.12.1880 (4.1.1881), Санкт-Петербург (по другим данным, Рига) – 6.12.1938, Базель; похоронен в Моркоте, кантон Тичино, Швейцария], российский и американский певец, один из наиболее известных баритонов 1-й трети 20 в.
В 1900–1901 гг. учился в Киевском музыкальном училище (класс М. Петца). В 1901–1902 гг. в Санкт-Петербурге брал уроки у И. П. Прянишникова, в 1902–1903 гг. стажировался в Милане у В. Ванцо. Дебютировал на оперной сцене в 1903 г. в Киевской опере в партии Демона (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), впоследствии ставшей одной из самых любимых его партий.
В 1905–1909 гг. солист московского Большого театра, в том числе в 1906 г. участвовал в премьере опер С. В. Рахманинова «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь» под управлением автора, в 1908 г. – в московской премьере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». С 1907 г. выступал в Мариинском театре. Давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе в ансамбле с Рахманиновым.
С 1909 г. Г. А. Бакланов широко гастролировал в странах Западной Европы и в США: пел в Бостонской опере (неоднократно, впервые в 1909), Венской придворной опере (с 1910), берлинской «Комише опер» (1911), в театрах «Ковент-Гарден» (1910), «Колон» (1911), в парижской «Гранд-опера» (1913) и на других престижных оперных площадках. В 1914 г. в Опере Монте-Карло участвовал в премьере оперы А. Понкьелли «Валенсианские мавры». В 1917 г. получил гражданство США. В 1917–1928 гг. солист Чикагской городской оперы, в 1928–1930 гг. – Филадельфийской оперы. С 1930 г. жил в Берлине, с 1932 г. – в Швейцарии. Последний раз на оперной сцене выступил в Базельском городском театре в 1938 г.
Сценическими партнёрами Бакланова в разные годы были М. Гарден, Э. Карузо, Л. Я. Липковская (жена Бакланова), Дж. Мартинелли, Л. В. Собинов, М. Б. Черкасская, Ф. И. Шаляпин и другие известные певцы.
Обладая голосом широкого диапазона, Г. А. Бакланов, помимо баритоновых партий, включал в свой репертуар и некоторые басовые. Среди лучших партий: Риголетто, Яго («Риголетто», «Отелло» Дж. Верди), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Голо («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси), Вотан («Валькирия» Р. Вагнера), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), заглавные партии в операх «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина. Западная критика отмечала большой драматический талант Бакланова, его называли «Шаляпин среди баритонов» (Kesting. 2010. S. 544).
Сохранились аудиозаписи, сделанные в 1907–1929 гг.: фрагменты из опер, популярные русские песни и романсы («Вечерний звон», «Вниз по матушке по Волге», «Прощальное слово», «Эй, ухнем»).