Легостаева Людмила Ивановна
Легоста́ева Людми́ла Ива́новна [24.9(7.10).1902, село Гладково, Старобельский уезд, Харьковская губерния, Российская империя, ныне Белгородская область – 1980, Москва], российская певица (меццо-сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1943).
Дочь железнодорожника, участника движения народовольцев. Детство и юность провела в Закаспийской области. С ранних лет любила петь, но мечтала о карьере драматической актрисы, несколько лет играла в драматической труппе в Ашхабаде. В 1930 г. окончила вокальный факультет Государственного института музыкальной науки в Москве по классу профессора С. А. Обрицкого и была принята по конкурсу в недавно созданную вокальную группу солистов Всесоюзного радио, в которой проработала до 1960 г. Участвовала в исполнении опер, кантат, ораторий, выступала в камерных концертах. Её репертуар включал партии Любови, Княгини, Морозовой («Мазепа», «Чародейка», «Опричник» П. И. Чайковского), Ганны, Кащеевны, Морены, Олесницкого («Майская ночь», «Кащей Бессмертный», «Млада», «Пан-воевода» Н. А. Римского-Корсакова), Джамиле и Кармен (одноимённые оперы Ж. Бизе), Аксиньи («Тихий Дон» И. И. Дзержинского), Заремы («Бахчисарайский фонтан» с музыкой А. С. Аренского, музыкально-литературный радиомонтаж по поэме А. С. Пушкина, впервые исполнен в 1937 в связи с 100-летием со дня смерти поэта) и др. Исполняла партию Воина в кантате «Москва» Чайковского (впервые 11 мая 1942 в Москве под управлением А. М. Ковалёва).
Певица отличалась «выдающимся по диапазону, силе и красоте тембра голосом, вдумчивостью и глубиной трактовки музыкальных произведений» (Зарубин. 1979). Афиша Московской государственной филармонии. Концертный зал имени П. И. Чайковского. Открытие сезона 1944–1945 гг. Солистка – Л. И. Легостаева. 1944.Выступала под управлением многих выдающихся дирижёров: М. М. Ипполитова-Иванова, Н. С. Голованова, А. И. Орлова, Е. А. Мравинского, С. А. Самосуда, А. В. Гаука и др. Много гастролировала по СССР. В годы Великой Отечественной войны входила в концертные бригады, выезжавшие в блокадный Ленинград, пела в подмосковных воинских частях и госпиталях.
С участием Легостаевой записаны оперы «Опричник» (1948, дирижёр Орлов) и «Воевода» Чайковского (1952, дирижёр Ковалёв), «Кащей Бессмертный» (1949), «Пан-воевода» (1951; обе – дирижёр Самосуд), «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова (1948, Царица, дирижёр Голованов), «Джамиле» Бизе (1937, дирижёр Орлов), «Поцелуй» Б. Сметаны (Мартинка, 1953, дирижёр Г. А. Столяров), музыка А. С. Аренского к поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1939, дирижёр О. М. Брон), Симфония № 1 для солистов, смешанного хора и оркестра А. Н. Скрябина (1948, дирижёр Голованов), кантаты «Памяти Глинки» М. А. Балакирева (1952, дирижёр Ковалёв), «Москва» Чайковского (1947, 1948, трансляционная и студийная записи, дирижёр Голованов), «Александр Невский» С. С. Прокофьева (1953, 1954, трансляционная и студийная записи, дирижёр Самосуд), песня Ильиничны из музыки М. И. Глинки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1955, дирижёр В. В. Целиковский), сцена «Казнь Пугачёва» из оратории «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля (1948, дирижёр С. П. Горчаков), арии и дуэты из опер «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, «Чародейка» и «Мазепа» Чайковского, «Орестея» С. И. Танеева, из оперетт «Сильва» и «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Бал в Савойе» П. Абрахама и др.
В концертных программах, как правило, пела под аккомпанемент пианиста Г. Б. Орентлихера. В фонд Всесоюзного радио был записан обширный камерный репертуар Легостаевой: романсы А. А. Алябьева («Прости, как грустно это слово», «Туманен образ твой»), П. П. Булахова («Забуду ль я», «Ноктюрн»), А. Л. Гурилёва («Отгадай, моя родная», «Я помню взгляд»), М. И. Глинки (цыганская песня «Коса»), А. С. Даргомыжского («Душечка-девица», «Дайте крылья мне», «Чаруй меня, чаруй»), А. И. Дюбюка («Гадание»), М. А. Балакирева («Шёпот, робкое дыханье»), М. П. Мусоргского («Еврейская песня»), Н. А. Римского-Корсакова («К моей песне», «Когда волнуется желтеющая нива», «На холмах Грузии», «Свитезянка», «Тайна», «Заклинание», «Мой голос для тебя»), С. В. Рахманинова («Давно ль, мой друг», «Эти летние ночи»), П. И. Чайковского («Пускай зима», «Отчего?», «Не долго нам гулять», «Не отходи от меня», «На землю сумрак пал», «Не спрашивай», «Смотри: вон облако», «День ли царит», «Слёзы», «Чаровница»), С. И. Танеева («Моё сердце – родник»), В. Т. Соколова («Отойди»), Ю. А. Шапорина («Прохладой ночь дохнула», «Осенний праздник»), Ф. Шуберта («Лесной царь»), С. Монюшко («Дары», «К соловью»), Ш. Гуно («Медже»), Ж. Массне («Ночь»), К. Сен-Санса («Ветерок», «Одинокая»), Ж. Бизе («Песнь любви»), Ф. Листа («Ты луч возьми у солнца»), Э. Грига (вокальный цикл «По скалам и фьордам»), русская народная песня «Стояли кони убранные» (дирижёр В. С. Смирнов) и др.
Лишь немногие сольные записи Легостаевой были изданы на пластинках. Одна из первых записей её голоса сделана в 1932 г. – ариозо Любови (Причитания матери) из оперы «Мазепа» (пластинка фабрики «Музтрест»). В 1979 г. фирма «Мелодия» выпустила сольную грампластинку Легостаевой с оперными ариями и романсами (11 произведений). В 2014 г. фирма Aquarius Classic впервые издала самую раннюю запись оперы «Джамиле» Бизе с участием Легостаевой.
Исполнила одну из вокальных партий в кинофильме «Весна» (режиссёр Г. В. Александров, 1947, концертный номер; композитор И. О. Дунаевский).